«Леночка, показала бы хоть коленочку!..» В Русском театре нафантазировали любовь
Премьера музыкального спектакля Одесского академического русского драматического театра, созданного по мотивам первого романа Шолом-Алейхема "Стемпеню", производит неоднозначное впечатление. И не только на "Думскую".
Первая попытка Шолом-Алейхема создать реалистический роман из еврейского быта шестидесятых годов XIX века была осуществлена в 1888 году, главный герой был исторической, легендарной личностью, скрипачом-виртуозом и покорителем женских сердец (сразу сделаем для себя заметку на полях). Идея создания спектакля "Скрипач и красавица" принадлежит известному израильскому скрипачу, выпускнику одесской консерватории Александру Поволоцкому. Он создал пьесу "Фантазия для скрипки и любви", которая была поставлена в израильском театре "Идишпиль" и приняла участие в международных театральных фестивалях "Театронетто" (Израиль) и "Thespis" (Германия), сам написал к ней музыку в джазовом стиле. Одесская версия отличается прежде всего тем, что музыка к ней написана другая, более близкая к клезмерскому стилю еврейских местечек - на этом настояла режиссер Елена Пушкина.
Одноактный моноспектакль молодой актрисы Елены Ященко оказался очень милым в той части, когда красавица Рохеле находится на сцене одна и то перебирает бусы и записки, то зажигает свечи, то сама себя привязывает платком к дереву (пластическое решение постановки принадлежит заслуженному артисту Украины Михаилу Дроботову). Поскольку героиня, слегка меняя голос, говорит и за своего поклонника-скрипача по имени Стемпеню, можно предположить, что все это она нафантазировала, скучая от сытой и бездеятельной замужней жизни (русский муж вожжами вытянул бы, кулаком по столу стукнул, свекровь за косу потаскала, вот и все фантазии о романе со скоморохом-балалаечником, ага).
Строго одетая от обуви до шеи красотка печально рассуждает о семейном долге, надрывает любовную записочку (соблазнитель не стесняется склонять замужнюю женщину ко греху, называя "дражайшим ангелом небесным"), но спохватывается и поглаживает разрыв, словно ждет, что бумага срастется... Окончательно решив остаться в семье и от греха подальше переехать из Мазеповки в Егупец, Рохеле бросает записочку и бусики с прочими любовными реликвиями в сундук и громко хлопает крышкой - похоронила мечту. Достойный выход из щекотливой ситуации, и все бы хорошо, однако тут со скрипкой выходит на сцену тот самый коварный обольститель. И поскольку спектакль недобрал по протяженности даже на один акт, начинается двадцатиминутный мини-концерт.
Спору нет, хорошим исполнителем является Александр Поволоцкий, выпускник Одесской консерватории, основатель ансамбля солистов "Виртуозы Тель-Авива". И музыку к спектаклю написал неплохую, один из лейтмотивов уж точно в памяти задерживается, мелодичный, красивый, извилистый. Но, увы, внешность и возраст музыканта больше подходят для комического амплуа, в роли героя-любовника скрипач крайне неубедителен.
Вот как видел своего героя Шолом-Алейхем: "Длинные черные локоны в беспорядке падают на широкие плечи. Глаза, черные сверкающие глаза, глядят ввысь, а прекрасное светлое лицо смертельно бледнеет.... Глаза горят, как венчальные свечи. Прекрасное лицо все светится". Или так: "Что же это такое? Рохеле смотрит туда, откуда несутся сладостные звуки, и видит прекрасные пылающие черные глаза, глядящие на нее в упор,- они пронзают ее насквозь, как остро отточенные стрелы. Эти прекрасные горящие черные глаза сморят на нее, кивают ей, говорят с ней без слов. Рохеле хочет отвести от них взгляд - и не может". Или так: "Он заговорил с ней, улыбаясь и поглаживая рукой свою пышную шевелюру". Ну, вы поняли - на сцене все с точностью до наоборот.
Иными словами, сколько на скрипочке ни играй, без яркой внешности даму не увлечь, без молодого задора не завоевать. Уж лучше бы красавица была в диалоге с льющимися издалека мелодиями, а самого Стемпеню зрители не видели.
"Хочется, как Станиславский, воскликнуть: "Не верю!" - поделилась с нами после спектакля одна из зрительниц.
"Бывает и хуже, - возразил ее спутник. - Леночка в этой роли очень мила, отличная речь, чувствует нюансы, жаль только, что ее фигура слишком закрыта. Показала бы хоть коленочку, что ли! Видел ее в спектакле, где она в трико и говорит что-то про оральный секс, вот это был сущий кошмар: смотреть можно, а слушать нельзя, при всем уважении".
Итак, в порядке доброго совета театру: скрипача убрать, с костюмом красавицы что-то эффектное сделать, сюрпризный момент (ну можно юбку в финале зацепить крышкой сундука и как бы случайно оторвать, публика обрадуется), и дело веселее пойдет.
Следующий спектакль состоится 5 марта, еще есть время подкорректировать.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева