Мирович: об «особой душевности» советских людей
Так, друзья - сегодня настал черед разобраться с еще одним мифом всех любителей СССР, антизападников, читателей книг про "попаданцев" и сталинофилов - о том, что в СССР люди были якобы как-то "душевнее" и добрее, помогали друг другу и вообще жили душа в душу, а сейчас все это ушло безвозвратно, канув в небытие вместе с "советской Атлантидой". Думаю, вы часто встречали такие спорные увтерждения на просторах интернета - особенно во всяких там "Одноклассниках", мейл. ру и так далее.
"Ах какая была держава, ах какие в ней люди жили!" - вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают хаять проклятые девяностые, когда на просторы некогда великой страны с Марса и Венеры внезапно завезли каких-то гопников и быдло. На самом деле советские люди действительно во многом отличались от современных, но то что фанаты СССР называют "душевностью" - имело в своей основе совершенно другие корни.
Итак, в сегодняшнем посте - разбираемся с мифом о советской "душевности". Обязательно заходите под кат, там интересно, а также делитесь своим мнением обо всем увиденном в комментариях. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
Корни советского гостеприимства.
Под советской "душевностью" фанаты совка обычно понимают советское гостеприимство. Этим словом называется обычно готовность в любое время принять у себя дома любых дальних родственников и позволять им жить у себя дома сколь угодно долгое время. Ситуация много раз обыгрывалась в советских фильмах - внезапно в квартире открывается дверь, и "как снег на голову" вдруг сваливается какая-то далекая родня из далеких краев СССР, причем после этого квартира наполняется радостной, почти празничной суетой.
Так вот - возникала подобная ситуация вовсе не из-за какого-то особого советского расположения к родне или какой-то там "особой душевности", а из-за искривленной системы общественных отношений. "Родня" начинала кататься по стране либо из-за поступления в ВУЗы, либо из-за необходимости получения медицинских услуг, либо просто "за покупками". Все это показывает, насколько неравномерно был развит СССР - люди просто вынуждены были ехать в союзные столицы и крупные города, чтобы получить хоть что-то.
Во-вторых - гостиничный и арендный бизнес отсутствовал в стране как класс, во все гостиницы в крупных городах можно было вбиться только "по блату" - имея среди администрации "знакомства" либо занеся сверх стоимости номера "на лапу" - что могли себе позволить далеко не все советские граждане. Только лишь поэтому люди вынуждены были тащиться на подселение к родственникам.
Выглядело это так - в микроскопическую бесплатную советскую хрущевку на окраине Москвы, Ленинграда или Киева приезжали родственники из деревни и оставались жить на период от нескольких дней до нескольких месяцев. Представьте себе картину, когда в и так стесненные условия тесной советской хрущевки набивалось еще от одного до трех и более человек - две микроскопические комнаты оказывались заставленными раскладушками, либо (если раскладушек не хватало) - гостям стелили "скатки" на полу. В общем, и так стесненная жизнь в "хруще" начинала напоминать жизнь в какой-то общаге.
Зачем были нужны посиделки на кухнях?
Другой пример советской "душевности", о котором любят рассказывать фанаты совка - это чисто совковые посиделки на кухнях. Ах как душевно мы сидели на кухнях! - вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают петь песни про туманы, запахи тайги и искусанные муравьями задницы - воспевая романтику бессмысленных советских шатаний по лесам и болотам.
Выглядели эти посиделки так - на микроскопической советской кухне, часто площадью не более 6 кв. метров собиралось от трех до восьми и более человек, которые пили водку, закусывали ее какой-нибудь килькой в томате и почти одновременно курили, отчего в квартире стоял такой табачный штын, что в воздухе можно было вешать топор. Под расстроенную семиструнную гитару с потемневшими омедненными струнами пелись те самые песни про запахи тайги, а также велись осторожные разговоры на политические темы.
Собственно - эти "душевные" посиделки на кухнях показывают еще две огромные проблемы совка. Во-первых - в отличие от западных стран, в СССР не существовало нормальных кафе, куда можно было придти и нормально пообщаться с друзьями - в совке существовали либо грязные пивные для советских алкоголиков, либо детские кафе "Мороженое", либо пафосные "рестораны" - в которых нужно было оставить ползарплаты.
А вторая проблема заключается в том, что в совке говорить правду можно было только дома на кухне - куда приглашены исключительно "все свои". Любые политические разговоры в кафе могли закончится доносом - как произошло со знаменитым советским артистом Юрием Беловым.
В стране запрещенной демократии. Эпилог.
Что же у нас получается в итоге? То, что совки называют какой-то там особой советской "душевностью", проистекало лишь из недостатков советской системы - отношения с родней поддерживать было нужно, надо было их время от времени терпеть у себя дома - сегодня мы им поможем, завтра они нам - так и проживем в этой неприспособленной для жизни стране. С кухонными посиделками примерно та же история - их проводили не из-за какой-то там "душевности", а из-за отсутствия нормальных мест отдыха и боязни говорить правду на улицах...
Такие дела.
Напишите в комментариях, что вы обо всем этом думаете, интересно.
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)