Наталья Крачковская: Жизнь и творчество
В Москве скончалась известная советская и российская актриса Наталья Крачковская. В воскресенье она была госпитализирована и находилась в реанимации Первой градской больницы. В семье Крачковской говорили, что это связано с болями в сердце - острый инфаркт миокарда. Как рассказали в окружении Натальи Леонидовны, у нее уже были две операции на сердце. В реанимацию Первой градской больницы Крачковская попадала и в 2015 году. В ночь на 22 июля 2015 года ее госпитализировали с гидростатическим отеком легких. В последнее же время она сильно переутомилась - играла главные роли сразу в двух спектаклях. Сегодня она скончалась. Актрисе было 77 лет.
112.ua предлагает вспомнить жизнь и творчество выдающейся актрисы.
Наталья Леонидовна Крачковская (до замужества Белогорцева) родилась в семье актрисы Театра имени Пушкина Марии Фониной и Леонида Белогорцева в Москве. Так как дед по отцовской линии служил в охране царя, семья имела дворянские корни, поэтому Леонида никуда не брали, кроме как в актеры. В 30-х годах прошлого века отец Натальи был репрессирован, а когда началась война, он первым пошел добровольцем на фронт, потому что всегда хотел быть военным. После войны он остался служить в Германии комендантом, где в скором времени погиб. Наташа с мамой и младшей сестрой Ириной жила в Москве. Мама часто пропадала в театре, поэтому девочки росли и воспитывались бабушкой с дедушкой по маминой линии. Постоянные съемки и репетиции – явление, к которому ребенок привык с ранних лет.
Воспитываясь в актерской семье, Наталья не знала мук выбора профессии: с детства она твердо решила стать актрисой и только актрисой. Другие варианты даже не рассматривались. Правда мама хотела огородить дочь от выбранной специальности и настаивала на профессии архивиста. Девушка любила историю и ходила в исторический кружок.
По окончании школы Наталья подала документы во ВГИК, на курс В. Белокурова, куда она хотела попасть, и – для подстраховки и наставлению матери – в историко-архивный институт. В том году конкурс во ВГИК был поистине гигантским – 256 человек на место! Но Наталья была твердо уверена, что у нее все получится. Полная девочка с прямым пробором читала на прослушивании монолог Иванушки-дурачка из "Конька-Горбунка" Ершова. Услышавший это Белокуров сразу сказал: "Вот эту "дурочку" берем".
Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре после зачисления Наталья попала в серьезную аварию и после долгое время лежала в больнице, и практически полностью лишилась зрения. После того, как девушку выписали, ее забрала к себе бабушка – Прасковья. Постепенно зрение вернулось к Наталье, однако шанс поступить во ВГИК был уже упущен. Врачи посоветовали ей не перенапрягать зрение, поэтому Наталья устроилась лаборантом в Институт металлургии и продолжила мечтать о кинокарьере.
В 1959 году, не выдержав, она отправилась на "Мосфильм" с просьбой взять ее хотя бы в какую-то массовку. Потом она все чаще мелькала в массовке, девушке стали доверять даже эпизодические роли. Но как правило ее фамилию даже не указывали в титрах. Более-менее серьезным дебютом Натальи Белогорцевой в кинематографе стала роль Веруньки в картине Владимира Басова "Битва в пути" 1961 года.
Потом в ее актерской работе был небольшой перерыв, поэтому Наталья вернулась к работе лаборанткой. С 1967 года в течение трех лет она работала на кафедре геологии МГУ, выступая в том числе в роли полевого лаборанта.
Возможно, Наталья так и не раскрылась бы, как актриса, если б не воля случая. В 1971 году ее муж звукорежиссер Владимир Крачковский познакомил Наталью со своим другом, комедиографом Леонидом Гайдаем. В то время режиссер работал над новым фильмом "12 стульев" и искал актрису на роль мадам Грицацуевой. На эту роль претендовали Галина Волчек, Нонна Мордюкова. Ни та, ни другая Гайдая не устраивали, и тогда Крачковский привел на съемки Наталью. Увидев ее, Гайдай воскликнул: "Вот она, "мечта поэта!"
В итоге Наталью утвердили и начался процесс съемок. Однако Наталья не сразу согласилась сниматься у известного режиссера, а вначале просто подыгрывала актерам на пробах. И таким образом плавно влилась в роль. В окружении звезд советского кино дебютантка без профессионального образования не стушевалась и вела себя вполне естественно, великолепно справляясь с ролью. Сцена погони за Бендером снималась без дублеров, несмотря на комплекцию актрисы. Впоследствии Наталье предстояло еще множество трюков, но ни разу она не прибегала к дублерской помощи. Роль оказалась настолько успешной, что стала для зрителя настоящим откровением. Крачковская принесла в советский кинематограф абсолютно новый типаж, что сделало ее в одно мгновенье самой востребованной комедийной актрисой.
Следующая работа Крачковской стала еще более успешной – фразы жены Ивана Васильевича Бунши из гайдаевской комедии "Иван Васильевич меняет профессию" знают и помнят все: "И тебя вылечат, и меня вылечат..." Некоторые из них были придуманы самой актрисой: "Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!.."
Во время съемок фильма Крачковская серьезно заболела, в результате чего сбросила 20 кг. Когда, выздоровев, Наталья Леонидовна появилась на съемках, Гайдай сразу же отправил ее "на диету": "С утра - манная каша со взбитыми сливками, в обед - макароны с сыром, на ужин - оладьи с медом. Через неделю вернетесь". Недели действительно хватило для того, чтобы вернуть потерянные двадцать килограммов. Съемки в этом фильме принесли актрисе еще большую популярность и симпатию зрителей. На одной съемочной площадке с ней работали Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева.
В дальнейшем сотрудничество Натальи с режиссером продолжилось. Она снялась в таких фильмах Гайдая, как "Не может быть!", "Инкогнито из Петербурга", "Частный детектив, или Операция "Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди".
После гайдаевских комедий Крачковская стала поистине народной актрисой. От режиссерских предложений не было отбоя. Ее умение смеяться над собой, показывать себя с экрана полной и комичной, по достоинству было оценено режиссерами, наперебой звавшими ее в комедийные фильмы. Она также снималась в комедийных киножурналах "Фитиль" и "Ералаш".
Кинокритики назвали Наталью "королевой комического эпизода". Это действительно так – лучшие роли актрисы – небольшие, эффектные появления. Короткие роли в "Покровских воротах", "Не может быть", "Человеке с бульвара Капуцинов" и множестве других фильмов создали целую галерею неповторимых образов располневших сварливых жен, тещ, стервозных соседок и т. д. Актриса брала все эти образы из жизни, пытаясь на большом экране показать людей со стороны и, возможно, изменить их. Крачковская признается, что наивысшей похвалой для нее звучат слова: "Какую же дрянь вы сыграли!"
Драматических, серьезных ролей в послужном списке Натальи Леонидовны практически нет. Однажды один режиссер пытался дать ей трагическую роль, но худсовет был непреклонен: "Что вы! Она же мадам Грицацуева!" После смерти Леонида Гайдая, к сожалению, достойных комедийных режиссеров в отечественном кино не нашлось. Крачковская играла во многих фильмах Михаила Кокшенова ("Русское чудо", "Русский бизнес", "Русский счет") о новых русских.
В 1962 году Наталья участвовала в съемках ленты "Половодье" в Тарусе. Там она и познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским, который впоследствии стал ее мужем. Владимир начал ухаживать за Натальей, однако розы никак не смягчали сердце девушки. Тогда Владимир нашел аргумент посильнее – с утра он принес в номер, где жила Белогорцева, поднос с творогом, сметаной и свежими булочками. Это проняло Наталью. Такое ухаживание покорило Белогорцеву. Вскоре они поженились. С мужем Владимиром Наталья прожила душа в душу 26 лет, до самой его смерти. Умер Владимир в 1988 году.
Сын, Василий Крачковский, продолжил дело отца – сейчас работает звукорежиссером на "Мосфильме". В 1996 году Василий был номинирован на "Нику". Василий женат, Наталья Крачковская давно стала бабушкой, в 1991 году родился внук Владимир. Семья у них, по признанию актрисы, дружная и сплоченная.
На счету актрисы более 100 работ в кино. Крачковская всегда говорила про себя: "Я - счастливая пленница комедийного жанра". В конце 90-х годов, когда российский кинопрокат пришел в небольшой упадок, а с ним и фильмы комедийного жанра, Крачковская почти перестала сниматься. В конце 2001 года она открыла "Школу актерского мастерства Натальи Крачковской", в которой помогает детям в освоении профессии актера.
В начале 2000-х годов Наталья Леонидовна продолжила сотрудничество с Михаилом Кокшеновым, последняя роль в его фильмах – роль египетской царицы Нефертити в ленте "Секрет фараона". Также стоит отметить ее работы в фильме "Лифт уходит по расписанию", сериале "Курортный роман". В последние годы Наталья Крачковская работала в Театре киноактера, участвуя в постановке "Безумства любви". Она также была задействована в спектаклях "Ставлю на любовь!" и "Любовники и круглая кровать" в рамках Независимой антрепризы Людмилы Живитченко.
Также она была задействована в Содружестве актеров Таганки в спектакле "Невеста для банкира", играла в спектаклях "Моя бабушка моложе меня" в "Антреприза" и "Безумства любви" в Независимой антрепризе Людмилы Живитченко.
Годы, к сожалению, берут свое, у актрисы начались проблемы со здоровьем. В ноябре 2010 года Наталья Крачковская попала в больницу с сердечным приступом. Летом 2013 года последовал второй приступ и операция на сердце. Актрисе установили кардиостимулятор. Естественно, что проблемы со здоровьем не позволяли ей активно сниматься и выступать. 3 марта 2016 года сердце актрисы не выдержало.
По материалам портала "УзнайВсе"