Более 60 надгробных стел «поздних» скифов нашли в Крыму
Новостроечная экспедиция Института археологии РАН обнаружила в Крыму некрополь римского времени с надгробьями и стелами. На сегодня это самая крупная коллекция каменных изваяний, принадлежащих «позднескифской» культуре. Каменные надгробья грунтового могильника Киль-дере 1. Фото: пресс-служба ИА РАН
Открытие совершено при исследовании грунтового могильника Киль-Дере в ближней округе Севастополя во время археологических работ, предваряющих строительство трассы «Таврида».
- Это, пожалуй, наиболее значительные и важные по своим научным результатам раскопки Института археологии в Крыму в 2020 году. Возможность изучить на широкой площади один из немногих могильников римского времени позволила точно документировать его структуру, пространственную организацию и добавило новый материл к характеристике „варварского населения" - ближайших соседей Херсонеса, испытавших сильное влияние античной культуры. И, к сожалению, раскопки позволяют с протокольной точностью зафиксировать масштабы грабительства на археологических памятниках Крыма, - отметил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров. Вид с квадрокоптера
Могильник Киль-Дере 1, открытый археологами в 2018 году, расположен на склонах крутого высокого холма в Инкерманской долине. К сожалению, о его существовании узнали «черные копатели». Из 232 захоронений, исследованных археологами, всего 14 оказалось неразграблены.
Каменные надгробия устанавливали над погребениями знатных людей. Судя по количеству стел, археологи предполагают, что некрополь Киль-Дере обладал особым статусом для ближней округи Херсонеса и всего юго-западного Крыма в римскую эпоху. Парное захоронение
В погребениях обнаружили дары, которые оставляли покойным для загробной жизни: керамическую краснолаковую посуду, изготовленную на гончарном круге, стеклянные сосуды, изделия из металла. Данные артефакты - лишь остатки того, что оставили «черные копатели», а все предметы из драгоценных металлов были изъяты грабителями. Стеклянные изделия Керамика
Вероятно, могильник начал функционировать на рубеже I-II веков и прекратил существование в конце IV века, в эпоху Великого переселения народов. Погребальная обрядность местного «позднескифского» населения испытала на себе влияние новых этнических культур: так, на смену захоронениям с подбоем в III веке пришли погребения в каменных ящиках и кремации в амфорах.