Отдавать ли кредиты, если банк завтра лопнет?
Украинские банки уменьшают свою убыточность. Этот факт дает некоторым экспертам основания прогнозировать грядущий выход из кризиса.
Однако анализ ситуации не позволяет мыслить столь положительными категориями: банковская система Украины находится в заколдованном круге и как разорвать его, пока не знает никто.
Главной причиной проблем в финансовой системе Украины явилось изменение курса валют. Которое стартовало после изменения Национальным банком системы валютной и монетарной политики. То, что руководство НБУ провозгласило инфляционное таргетирование и свободный курс, стало тем спусковым крючком, который и запустил негативные процессы в финансовой системе государства.
То есть, девальвация любой мировой валюты в том размере, который произошел у нас, приводит к необратимым последствиям. И ее не остановить, как обещали наши эксперты: мол, равновесный курс гривни будет в пределах 12 грн за доллар. А привело к курсу 27 грн.
При такой девальвации курса в первую очередь страдает финансовый сектор – проходит его развал. Потому что подобный скачок неизбежно вызывает процессы, которые разрушают банковскую систему. Такие процессы в начальном периоде происходят быстро и касаются только финансовой сферы, а затем приобретают признаки системного кризиса.
Что мы и наблюдаем сегодня. Раньше было достаточно только остановиться и удержать курсовую стабильность, - это была ясная задача, и надо было ее решать. Но Национальный банк вдруг объявил, что он теперь не отвечает за курсовую стабильность. Таким образом, не была устранена сама причина этих разрушительных процессов.
А сегодня мы получили уже системный кризис. То есть, когда главная проблема вызывает массу других, которые развиваясь сами по себе, вызывают множество других проблем. И вот сегодня уже, оглядываясь и пытаясь понять, что же надо делать, уже ни одни эксперт не сможет сказать, что в такой ситуации надо делать. Потому что финансовая система трещит по швам: и тут, и там, и там.
Валютные кредиты, которые выданы на сегодняшний день, не могут быть возвращены. Потому что не существует такого источника в реальном секторе, который бы формировал прибыль в трехкратном размере, чтобы погашать кредиты в валюте по нынешнему курсу.
Таким образом, мы видим, что у банков образовался огромный невозврат по ранее выданным кредитам в валюте. И это привело к огромным потерям всей банковской системы. Что мы и видели на протяжении последних двух лет. Статистически это выражается в том, что банки списывали свои безнадежные кредиты и убытки по этим кредитам в огромных суммах: 40-50 млрд гривен ежегодно.
Но списание этих кредитов должно погашаться за счет доли привлечения новых средств в виде докапитализации, которую требует Национальный банк. Или получение такой прибыли, которая достаточна для формирования резервов.
Но и то, и другое невозможно. Во-первых, никто из собственников не хочет в таких масштабах докапитализировать банки, потому что суть этих явлений для них не ясна. Нужны суммы, которых у собственников, может быть, и нет. И второе – вопрос: а нужно ли их вкладывать, если это не гарантирует, что банк выживет?
Ну а формирование прибыли для того, чтобы докапитализировать банки – вообще утопия. Формировать эту прибыль не из чего!
Таким образом, мы стали свидетелями массового банкротства банков – маленьких и больших. Но Национальный банк называл это очищением банковской системы. Я всегда выступал против такой формулировки, потому что в этом перечне были и хорошие, и плохие банки. А судьба большинства зависела только от того, сколько у каждого из них было валютных кредитов.
Я здесь не пытаюсь никого отбелить, не утверждаю, что все наши ликвидированные банки были безупречно чисты. Безусловно, проблемы существовали, некоторые финучреждения формировалась как источник для инсайдерских капиталов и получения кредитов. Но, тем не менее, исходя из этих фактов, выносить приговор всей системе – это неразумно.
Тут уже возникает замкнутый круг: банки не имеют ликвидности для выдачи кредитов и удержания ликвидности. И они не могут выдавать кредиты. Экономика не кредитуется, из-за этого она не может погасить свои кредиты перед банками. И уже от этих условий не формируется те нормы прибыли, которые давали бы возможность выдавать гривневые кредиты.
Таким образом, мы видим полное затухание экономической жизни в Украине, что, по сути, является основным источником для получения прибыли в банковской системе.
В дальнейшем этот процесс будет уменьшаться: основные должники уже списаны, и у банковской системы остается все меньше и меньше активов, которые можно относить к безнадежным. Ведь в таком случае мы должны будет признать все банки банкротами.
Вот в такой растяжке и находится банковская система Украины.
Ну а на этом фоне бодрые заявления руководства Национального банка, что мы все делаем правильно, что очищение будет продолжаться, - они только только вызывает ухудшение банковской системы. И порождают тенденцию, что предприятия или субъекты, которые получили кредиты, видят возможность не отдавать кредиты. А зачем их отдавать, если банк скоро лопнет?!
Выхода из этого замкнутого круга в рамках существующей модели нет... Поэтому говорить о стабилизации банковской системы в подобной ситуации преждевременно.