Новости и события » Культура » Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Виктуар де Кастеллан выпустила самые необычные украшения за двадцать с лишним лет ювелирной работы в Dior.

Новая ювелирная коллекция называется Gem, подразумевается J'aime, а звучит джазовым Jam. «Почему я назвала коллекцию Gem? - спрашивает меня Виктуар. И сама отвечает: - Во-первых, потому что мы говорим о часах с циферблатом, напоминающим форму камня или минерала. А во-вторых, потому что это созвучно «я люблю» - J'aime». Любишь не любишь - среди главных французских ювелиров Виктуар выступает с наивностью смешной девчонки (в стиле любимой ей Барбры Стрейзанд из Funny Girl), с храбростью и безрассудностью обожаемой красавицы главных парижских тусовок.

Работая у Карла Лагерфельда, она придумывала ему украшения для показов. Особый жанр, где каждая вещь должна что-то высказать и даже прокричать, чтобы последнему маленькому журнальному стилисту в последнем ряду все стало ясно без очков. Артистичные, крупные, цветные, веселые фейки. Как называют их, «фантазийные украшения».

Теперь Виктуар де Кастеллан - создательница драгоценностей Dior. Когда двадцать лет назад она стала здесь главным ювелиром, ее палитра изменилась: вместо стразов и блесток - драгоценные камни, вместо серебра или пластика - золото или платина. Вместо бутафории - реальная и технически очень сложная ювелирная работа, лучшие парижские мастерские и самые опытные мастера. Но стиль работы остался прежним - не убеждать, а поражать: «Когда я пришла, на меня смотрели с широко раскрытыми глазами - мол, да что это она вытворяет, да что это она себе позволяет. А я все могла себе позволить, потому что я была чужая, посторонняя».

Виктуар де Кастеллан оказалась не просто ювелиром, а мастером современного искусства, не зря же ее вещи показывали в главных галереях и музеях. Современным художником ее сделало провокационное противоречие между сверхдрагоценными материалами и легким, непринужденным, веселым с ними обращением. Вручите серьезному ювелиру такой невероятный изумруд, такой волшебный аметист, такой редчайший оранжевый бриллиант - он застынет от ответственности. Дайте камни Виктуар - она начнет ими жонглировать.

Есть у нее правильная дистанция между замыслом и воплощением. Современный художник не пачкает руки в краске. Он придумывает то, что выполняют другие. Это раскрывает глаза и освобождает фантазию. Виктуар не спешит хвататься за карандаш, тем более садиться за компьютер, как это делают дизайнеры. В школе, которую она ненавидела, у нее были проблемы с концентрацией, с запоминанием - она не могла пересказать только что прочитанный текст. Учителя выходили из себя, не понимая, что это не лень и не рассеянность, а просто другая манера общаться. В Dior - никаких проблем с коммуникацией, она говорит здесь не на чужом, а на собственном языке. Свои идеи набрасывает на цветных листочках post-it, потом отдает на прорисовку, затем они возвращаются к ней, сначала в виде макетов, потом - украшений. Так ее мысли обретают форму, цвет и свойственный им с самого начала блеск.

Корреспондентка французского Vanity Fair описывает сценку, как Виктуар объясняет геммологу желаемый цвет камня. Она берет в рот леденец, катает его на языке и показывает специалисту прозрачную горошину - «мне нужно вот так». Проектировать «серьезно» ей незачем, рисует она свободно, весело и немного по-дилетантски. Взгляните хотя бы на ее комиксы о похождениях в компании Кристиана Диора. В нынешней компании Диора, замечу, не каждой позволят с ним прогуливаться на дружеской ноге. Так что это еще и свидетельство высшей степени доверия, которым де Кастеллан пользуется.

И еще как пользуется. С 1999 года о каждой ее коллекции говорили взахлеб, потому что она делала то, на что никто не осмеливался. Свободно миксовала драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, использовала бриллиантовую крошку, «золушкину пыль», припудривая ей кабошоны, а когда недоставало цвета, вводила цветной лак или горячую эмаль - «превращая чувства и эмоции в украшение», как сама говорит. Это были очень необычные и очень фигуративные вещи, маленькие подробные скульптурки: мертвые головы королей-королев, цветы-хищники, образы диоровских платьев, впечатления от интерьеров Версаля.

И вот теперь Gem, где браслеты составлены из прямоугольников, напоминающих рояльные клавиши. Правда, вместо черного и белого - разнообразнейшие естественные цвета минералов. «Для меня цвет очень важен, и я люблю использовать все камни сразу. Я смешала малахит, лазурит, перламутр и сердолик. Есть розовый опал, есть тигровый глаз. Собирая их вместе, я пыталась сыграть на многоцветье, но, конечно, учитывала нюансы оттенков. Некоторые браслеты целиком состоят из расположенных в шахматном порядке декоративных камней. Все стороны асимметричны, как и в природе».

Новая коллекция необычна для Виктуар как раз полным отказом от изобразительности. «Обычно ваши украшения написаны на фантастическом языке, где из 300 букв - 299 гласных. Почему вы решили сделать Gem столь геометричной, строгой, модульной?» - спрашиваю я. «Захотелось переключиться с фигуративных украшений на абстрактные, - отвечает Виктуар. - Я подумала, что сейчас самое время для геометричного стиля. Но я не так далеко ушла от того, что делала раньше, это как будто бы мои прежние украшения, только разобранные и собранные заново в виде пикселей, палеток, клеточек». То есть снова художественное упражнение на конструкцию-деконструкцию? Вспоминаю, как она плоскогубцами разбирала свои детские украшения, мамины подарки, чтобы превратить их во что-то новое. «Сейчас мне уже не нужны инструменты, - говорит она, - я могу это делать и мысленно».

Многоугольные циферблаты часов Gem, обведенные золотом, выглядят как камни на срезе. «Мне пришло это в голову, когда я рассматривала присланные неограненные минералы. В их нарочитой грубости было настоящее очарование. Достаточно положить их в оправу, подумала я. Мне всегда было жалко камни, которым мы насильно придавали правильную форму. Может быть, как с людьми: неправильная форма как раз самая правильная».

Но у Gem есть еще один прообраз - Виктуар де Кастелан рассказывает о расклеенных в линию кусочках ткани, которые Кристиан Диор использовал в мастерских, проверяя цветовую гамму коллекции. Разноцветные полоски и вправду напоминают развернутый браслет. «Так что эта коллекция соединяет идею природы с идеей кутюра».

Сначала часы Gem появились на ремешках, удивляя контрастом гладкой черной кожи и многоугольного цветного каменного циферблата. Теперь они - на сложном браслете, круг замкнулся. Это уже не совсем часы, не просто механизм, а украшение. «Часы как браслет, - говорит Виктуар. - Или браслет как часы. Мне всегда нравилась идея браслета, который показывает время».

Никак не поспоришь. Мне тоже нравится идея цветного браслета, сразу показывающего время, в котором мы живем, вместо того чтобы крохоборничать с минутами и часами. В новых Gem и порядок, и анархия, и строгость, и пестрота; время по Виктуар неровно, тревожно, но уж точно незабываемо прекрасно.

Текст: Алексей Тарханов

Портрет: Frederike Helwig

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан

Gem, J'aime, Jam: новая ювелирная коллекция Dior от Виктуар де Кастеллан


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх