Новости и события » Общество » Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Пандемия повлияла на реализацию проектов, посвященных Второй мировой войне. Историки ищут новые формы для культуры памяти. Одну из них предлагает историческая мастерская в Минске.

В Исторической мастерской имени Леонида Левина в Минске сейчас почти не бывает посетителей. Большинство проектов образовательно-исследовательского центра, занимающегося темами Холокоста и Второй мировой войны, проходит в онлайн-формате. Цифровые ресурсы в этой мастерской широко используют для создания культуры памяти, изобретая новые форматы, которые становятся необходимы, поскольку свидетелей тех исторических событий остается все меньше.

Пандемия не позволила завершить работы в Малом Тростенце

До коронавируса и политического кризиса в Беларуси в исторической мастерской и Малом Тростенце(Малый Тростенец под Минском во время Второй мировой войны - один из крупнейших в Европе нацистских лагерей смерти. - Ред.) росло число посетителей из Беларуси, Австрии, Германии, Швейцарии, были разработаны специальные программы для школьников и студентов.

"Для них открывалась драматическая история уничтожения людей в минском гетто и Тростенце, - рассказывает заместитель руководителя, референт по научным проектам мастерской Александр Долговский. - Пандемия стала вызовом для огромного количества людей, а для нас сложность заключалась в том, что она замедлила процесс трансформации мест памяти в Тростенце, где создавался мемориал. Он пока не закончен: нет какого-либо образовательного центра, не завершен третий этап увековечения в урочищах Шашковка и Благовщина".

Отсутствие инфраструктуры для образования, по словам историка, - проблема многих мест памяти. Частично это должны восполнить международные проекты, которые сейчас реализуют Беларусь, Австрия и Германия. Они обращены на привлечение внимания к историческим местам, формирование интернационального дискурса, создание цифровых продуктов и размещение их в открытом доступе.

Проект о местах памяти и судьбах людей

Один из таких проектов - "Транснациональное историческое образование на примере Малого Тростенца". "Идея проекта в том, что белорусская, австрийская и немецкая молодежь встречается на историческом месте, например, в Вене, Кельне, Бонне, откуда во время войны депортировали евреев в Тростенец, размышляет, как эти места присутствуют в культуре памяти, насколько они видимы. Потом все встречаются уже в Тростенце. Также это сопровождается созданием мультимедийных продуктов, подкастов, публичных мероприятий, насколько это возможно во время коронавируса", - рассказывает Александр Долговский.

По его словам, в фокусе не только места, но и судьбы конкретных людей: "Есть история преподавательницы Венского университета. Важно узнать, как она работала в университете, есть ли там ее книги, обозначено ли в Вене место, где она жила. Также она одновременно преподавала в Киле, немецкий участник проекта будет искать информацию там, белорусский постарается найти какие-то данные о ней здесь: на символическом камне памяти всем депортированным евреям, или в массиве имен в Тростенце, в Лесу имен в Благовщине. Совместно участники напишут ее биографию и решат, как представить эту историю общественности".

Даже отсутствие каких-то данных, считает собеседник, тоже индикатор для культуры памяти. Проект пока ограничен взаимодействием онлайн, и все же была найдена удачная совместная практика памяти: молодые люди из Беларуси, Австрии и Германии подготовили таблички, посвященные отдельным жертвам Тростенца, разместили их в Лесу имен в урочище Благовщина. В будущем они намерены воссоздать Лес имен в цифровом формате.

Виртуальная экскурсия в Малом Тростенце

Использование цифровых технологий в проектах сохранения памяти о Второй мировой войне помогает молодежи "по-другому прочувствовать историю", считает Александр Долговский. Этому способствует и другой проект - виртуальной экскурсии для мультиперспективного изучения места памяти в Малом Тростенце. Цель - не просто нанести на карту какие-то пункты виртуального маршрута или представить пользователям основные сведения о лагере смерти, но и показать трагедию Тростенца через восприятия этого места в Беларуси, Германии и Австрии. Национальные нарративы памяти о лагере, их представленность или отсутствие в публичных пространствах сейчас изучают студенты трех стран.

"Задача - соединить все эти нарративы, сблизить их и рассказать, как там формировалось это насилие, как мы сейчас воспринимаем это место, почему мемориал был создан только в 2015-2018 годах. Или, к примеру, одно время в западной прессе писали, что Тростенец находится в Польше. Определенный элемент незнания о нем присутствовали во всех странах-участницах проекта, поэтому мы хотим показать, что через проникновение культур памяти, создание наднационального нарратива, можем больше узнать о таких местах", - говорит Долговский.

Проект реализуется при финансовой поддержке фонда "Память ответственность и будущее". Сейчас Историческая мастерская совместно с Европейским колледжем Liberal Arts в Минске проводит для участников цикл онлайн-семинаров. Александр Долговский надеется, что осенью может состояться встреча участников проекта из трех стран в Беларуси, будет завершена работа над виртуальной экскурсией.

"Мы имеем дело с новым взглядом молодежи на историю, которая не была проработана в силу травм прошлых поколений, холодной войны. Молодежь с помощью цифровых продуктов делает места памяти видимыми, рефлексирует и предлагает нам современные форматы культуры памяти. Это не переписывание истории. Если говорить о Тростенце, сейчас появилось огромное количество документов, которых не было раньше", - подчеркивает Долговский.

Уходит эпоха свидетелей войны

Александр Долговский рассказал также, что в Исторической мастерской в партнерстве с фондом "Памятник убитым евреям Европы" планируется создать информационный центр, посвященный истории минского гетто. В связи этим здание мастерской, которое сейчас принадлежит Минскому международному образовательному центру имени Йоханнеса Рау, готовится к реконструкции.

Что касается взаимодействия с сетью школ-партнеров в белорусских регионах, то оно постепенно восстанавливается, говорит Долговский: "Сейчас есть отдельные мероприятия с привлечение партнеров из белорусских регионов, правда не такие интенсивные, как прежде, - констатирует собеседник. - Мы стараемся, на безопасной удаленности, привлекать свидетелей войны. Обучили их работе в Skype и Zoom, по возможности они принимают участие в онлайн-мероприятиях, записываем с ними интервью". Историк также с сожалением отметил, что эпоха свидетелей войны уходит, и причиной этого стал в том числе коронавирус.

Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Рассказать о войне. Как в Минске создают культуру памяти

Германия Европа Университеты Школьники


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх