Новости и события » Культура » Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Так называется выставка в Ахене, раскрывающая тайны великого мастера Ренессанса. На что он жил на самом деле? О чем писал в дневнике и как "выбивал" себе пенсию? Подробности - в статье DW.

Известнейший немецкий художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) родился в Нюрнберге в 1471 году и умер там же в 1528 году. За свою жизнь он совершил несколько крупных путешествий, побывав, в частности, в Венеции и в Нидерландах. Если поездка в Венецию преследовала цель приобщиться к искусству великих итальянских мастеров, то в Нидерланды Альбрехта Дюрера, тогда уже 49-летнего художника, известного далеко за пределами родного города, привели в первую очередь соображения финансового характера.

В 1519 году умер император Максимилиан I, покровительствовавший мастеру. Монарх назначил за несколько лет до своей смерти пожизненную пенсию художнику в размере 100 гульденов в год, которые ему выплачивали из городской казны Нюрнберга. Однако после смерти Максимилиана I городские власти отказались платить Дюреру его пенсию, сославшись на то, что им требуется подтверждение о правомочности выплаты от нового правителя, императора Карла V. Коронация Карла V состоялась в Ахене в октябре 1520 года, а незадолго до этого события Альбрехт Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы при дворе Маргариты Австрийской, правительницы габсбургских Нидерландов и тети будущего императора, получить рекомендации, необходимые для продления пенсии.

В ходе путешествия в Нидерланды Альбрехт Дюрер два раза побывал в немецком городе Ахене: в октябре 1520-го, по случаю коронации Карла V, и в июле 1521-го, возвращаясь в родной Нюрнберг. В Ахене, самом западном городе современной Германии, расположенном на границе с нынешними Голландией и Бельгией, два приезда великого художника 500-летней давности послужили поводом к тому, чтобы организовать выставку, посвященную Дюреру и его путешествию. На 2021 год приходится и другая значимая дата: 550-летие великого художника.

Дневник Дюрера - ценный источник информации

Экспозиция "Здесь был Дюрер. Поездка, ставшая легендой" ("Dürer war hier. Eine Reise wird Legende") в музее Сюрмонда-Людвига (Suermondt-Ludwig-Museum) представляет собой прекрасную возможность познакомиться с творчеством великого Альбрехта Дюрера в контексте его путешествия и взаимодействия с художниками и мыслителями начала Нового времени в Европе. Экспозицию поделили на три части: первый раздел повествует о самом путешествии, второй концентрируется на созданных во время поездки и пребывания в Нидерландах работах, а третий посвящен тому, как искусство Дюрера воспринималось и копировалось другими художниками. На выставке представлены 190 экспонатов: из них половина - работы различных мастеров, связанные с тематикой экспозиции, а другая половина - картины, гравюры и рисунки самого Дюрера, а также отдельные листки из его дневника.

Именно благодаря дневнику художника известно многое о его путешествии 1520-1521 годов. Записки представляют собой сочетание расчетной книги и путевых заметок и являются примечательнейшим документом - одним из первых сохранившихся дневников, повествующих о путешествиях художников. Правда, сохранился не оригинал заметок Дюрера, а лишь их копия, выполненная примерно в 1550 году.

Из дневника мастера следует не только то, где побывал и что увидел их автор, но и тот факт, что Дюрер нередко рассчитывался за различные услуги своими работами, зачастую это были портреты. Очевидно, такого рода сделки были необходимы. Ведь поездка, в которую художник отправился с женой и служанкой, стоила немалых денег. Только ежемесячная квартплата обходилась в 11 гульденов. Если сравнить эту сумму с величиной ежегодной пожизненной пенсии в 100 гульденов, становится очевидным размах затрат, ожидавших художника в поездке.

Дюрер: портреты, рисунки животных, дизайн

Большинство портретов, представленных на выставке, - это рисунки, выполненные серебряным карандашом, пером, кистью или углем. Действительно, пребывая в Нидерландах, Дюрер, будучи вдали от своей мастерской и подмастерьев, концентрировался на рисунках, причем рисунках такого высокого художественного качества, что они не казались лишь зарисовками, подготовкой к выполненным краской полотнам, а представляли собой самостоятельные, законченные художественные произведения.

Кого только не увидишь на портретах! И торговых представителей и дипломатов в Нидерландах, и португальцев-колонизаторов, и богатых итальянских купцов, и многочисленных знакомых и коллег-художника, габсбургскую знать при дворе Маргариты Австрийской и Карла V, а также мрачного деспота, датского короля Кристиана II, и гуманиста Эразма Роттердамского. А на одном портрете - темнокожая девушка, двадцатилетняя Катарина. Этот с особой нежностью выполненный рисунок представляет собой первый известный в европейском искусстве портрет (именно портрет, а не типизированное изображение) африканки.

В 1520-1521 годы искусство Дюрера как рисовальщика достигает своего зенита. Но это не означает, что он не пишет картин. Одна из них - "Святой Иероним" 1521 года - представляет собой наиболее часто копируемое произведение Дюрера, демонстрирует, на какие высоты изобразительного искусства способен художник даже вдали от своей мастерской. Фигура Святого Иеронима привлекала интерес художника всю жизнь. В полотне, созданном в Антверпене, Альбрехт Дюрер порвал с традициями позднего Средневековья и разработал новый подход к иконографии святого, опираясь на учения гуманизма. А моделью для картины стал 93-летний житель Антверпена.

Известен интерес Дюрера к изображению животных. На выставке в Ахене можно увидеть два интереснейших рисунка: голову моржа и лежащую собаку. Где художник мог видеть моржа? Вероятно, он рисовал животное не с натуры, а с другой картины, которую увидел в ратуше Страсбурга по пути в Нюрнберг. А вот рисунок собаки, выполненный серебряным карандашом, был сделан, очевидно, в Ахене.

Альбрехт Дюрер, как убедительно показывает экспозиция, был мастером не только живописи и рисунка, но и дизайна. Например, он спроектировал дом лейб-медика Маргариты Австрийской, а также сделал эскизы маскарадных масок, украшений, рукояток кинжалов и печатей для ювелиров и даже одного дамского тюрбана...

Во время поездки в Нидерланды случилось еще одно значимое событие для Дюрера: он заболел - как предполагается, заразился малярией. Возможно (такова одна из теорий), что эта болезнь, которая не отпускала его долгие годы, и стала причиной смерти художника незадолго до его 57-летия.

Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Здесь был Дюрер

Венеция Германия Европа Лето СБУ


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх