Бойцы АТО снова воюют за украинскую землю. Теперь с чиновниками
Воины АТО, жители села Орехово, Солонянского района не могут получить причитающуюся им землю для ведения сельского хозяйства. Халатность, бюрократия или коррупция? Кто виноват в том, что защитники отечества не могут реализовать свое законное право?
Все-таки это удивительная вещь – спутниковая карта! Вот, к примеру, село Орехово Солонянского района выглядит на ней как небольшое скопление кубиков. А вокруг – море пахотной земли, нарезанной на ровнюсенькие квадратики и прямоугольники. Между прочим, пашни в этих местах богатые, плодородные, а грунты, по справке Солонянского отделения Госгеокадастра, «черноземы обычные, малогумусные, тяжелосуглинистые», относятся к особо ценным. В общем, золотая земля. Где тут земли государственные, где приватные, какие тайны скрываются за этими бурыми и зелеными квадратами – поди разберись! Но если научиться пользоваться этой волшебной картой, то все тайное становится явным!
Он прошел все самое страшное, что было в этой необъявленной войне - Иловайск и Дебальцево, видел кровь и смерть, выходил из окружения, не прятался за спины друзей, был ранен, попал в плен. Руслан Гурский, сержант сорокового отдельного мотопехотного батальона, командир разведвзвода был освобожден чуть больше года назад, 21 февраля 2015 года. Демобилизовался. На память о войне остались седина, хромота и боль. Началась мирная жизнь, в которой, как оказалось, надо тоже воевать. За ту самую землю, право на которую воинам АТО даровало государство статьей 118 Земельного кодекса Украины.
Руслан Гурский и его побратим Александр Сорока старший лейтенант-танкист – жители села Орехово Солонянского района. Они решили взять по два гектара рядом с родным селом и выращивать на ней овощи. Благо, как раз четыре гектара сельхозземель государственного запаса нашлись в непосредственной близости от границ села. В мае 2015 года бойцы обратились в Главное управление Госземкадастра Украины в Днепропетровской области. Выбранные участки были свободными, документы у ребят приняли, но 13.07.15 они получили отказ. Чиновники агентства со спутника разглядели, что участок расположен якобы в границах хоздвора, и там вроде даже какое-то имущество находится. А права на имущество у ребят нет. И с этим надо что-то делать. Внимательно почитаем отказ, подписанный исполняющей обязанности начальника Главного управления Госземагенства в Днепропетровской области О. О. Гугниной, ведь это первый документ в череде «кидалова», жертвой которого стали наши герои. Напомню, земелька-то золотая!
В отказе чиновница предлагает ребятам получить справку о строении, расположенном на земле, или уточнить месторасположения земельного участка, который планируется для отведения. Пардон, а ваше учреждение для чего существует, госпожа Гугнина? Вам ведь и карты в руки! Ну ладно, сами проведем нехитрую операцию, уточним границы участков. Вернемся к волшебной карте на сайте этого самого Госземагенства. У каждого участка земли есть кадастровый номер с данными о форме собственности и целевом назначении земли. Находим по номерам участки наших воинов и путем нехитрых манипуляций накладываем смотровую карту с размеченными участками на ортофотоплан (спутниковую карту). И что же мы видим? Колхозные руины остаются в аккурат за границами участков. Слукавили вы, госпожа Гугнина! А для чего? Попробуем разобраться.
Между тем, наши бойцы пошли туда, куда их послали. Конечно же, никто им не дал никаких справок о разобранных колхозных фермах и выкопанных фундаментах. Этих справок в природе не существует! Но под давлением СМИ, после обращения на горячую линию губернатора Главное управление Госгеокадастра в Днепропетровской области сообщает, что приказ о разрешении на разработку документации для наших воинов готов.
Они снова пошли в Госземагенство, Но оказалось, что на эти самые участки уже есть зарегистрированные претенденты, тоже участники АТО - Юрий Педь и Виталий Гром. Кто они такие, откуда взялись и на каком хоздворе им выдали справки о колхозных руинах – неизвестно. Но факт остается фактом – в сентябре 2016 они получили разрешение на разработку земельной документации, а уже 16.11.2015 года земля зарегистрирована за ними. Стоп! Получается, Госгеокадастр выдал разрешение на каждый участок двум претендентам? Как такое могло получиться?
Все попытки наших героев хотя бы познакомиться с этими пришлыми людьми, окончились провалом. Руслан и Александр хотели уговорить их поделиться землей и хозяйничать на ней вчетвером. С учетом тех самых бесхозных руин участок гораздо больше четырех гектаров, и каждому досталось бы гектара по полтора. Но пришлые не согласились – об этом Руслану сообщили местные чиновники.
А почему? Вернемся к волшебной карте. Почему-то спутниковая карта, расположенная в свободном доступе на сайте Госземагенства не увеличивает объект достаточно детально. Спутник у них что ли некачественный? Но если взглянуть на этот же участок на спутниковой карте известного поисковика, становится ясно – государственную, то есть ничейную земельку запаса, на которую претендовали воины, кто-то обрабатывает! Ясное дело, без всяких налогов и сборов. Понятно, что поле не вспашут без ведома, а то и прямого участия местных властей. Депутат Солонянского райсовета и местный фермер Игорь Гуров утверждает: « Я своими глазами видел, как председатель Никольского сельсовета Виталий Копыльцов за рулем собственного автомобиля возил зерно с этого поля на свой склад. В прошлом году, когда пошел шум, землю не обрабатывали».
А вот тут уже - поле непаханое для прокуратуры и налоговой! Больше четырех гектаров неучтенной земли – не мелочь. Кто ее пашет? Кто на ней сеет? Кто получает прибыль за реализованный товар?
Кстати, Руслану и Александру предложили другие участки, подальше и похуже - неудобья, где селяне выпасают коров. Но они собираются побороться за лучшие земли. Ведь по справедливости эта особо ценная земля должна была достаться им. И дело даже не в том, что заслужили на войне и имеют право. А просто потому, что они первые среди равных за ней обратились!
«Ребятам надо обязательно обратиться в прокуратуру и в Национальное антикоррупционное бюро Украины, - считает юрист Алена Еременко, - Именно эти органы должны дать ответ на вопрос, каким образом, в какое время главный распорядитель государственных земель «Госгеокадастр» выдал по два положительных решения на каждый участок? Здесь явно усматриваются признаки коррупции. У ребят есть все шансы восстановить свое законное право на землю».
Екатерина Иванченко