Грузинская красота, роман на троих и статный батюшка: одесский театр «На Чайной» представляет «Натали»
В театре "На Чайной" (Карантинная, 21/1) с большим успехом идет спектакль "Натали" по одноименному рассказу Ивана Бунина. "Думская" там была и советует последовать ее примеру, к тому же неоднократно.
Директор театра и режиссер-постановщик "Натали" Александр Онищенко справедливо полагает, что спектакль должен постоянно меняться, наполняться новым содержанием. И каждый раз впечатление будет несколько иным, но неизменно ярким. Мы уже и забыли, что театр может быть таким...
Доминантой декорационного решения стала проекция портрета Форнарины, которая была моделью и возлюбленной великого Рафаэля. Конечно, Бунин не писал о присутствии оригинала или копии Рафаэля в помещичьем доме, у него обозначена "... над широчайшей дубовой кроватью картина во всю стену: почерневший лаковый фон, на нем еле видные клубы смугло-дымчатых облаков и зеленовато-голубых поэтических деревьев, а на переднем плане блещет точно окаменевшим яичным белком голая дородная красавица, чуть не в натуральную величину, стоящая вполуоборот к зрителю гордым лицом и всеми выпуклостями полновесной спины, крутого зада и тыла могучих ног, соблазнительно прикрывая удлиненными расставленными пальцами одной руки сосок груди, а другой низ живота в жирных складках..."Этот текст, на одном дыхании произнесенный главным героем Виталием Мещерским (Владислав Костыка), не искажается переделками, проза оказалась распределенной между персонажами.
Влад Костыка - один из наиболее востребованных одесских актеров, он играет принца Гамлета в ТЮЗе, других красавчиков-принцев в антрепризных мюзиклах, и все успешно, однако наиболее полно он раскрывается именно здесь, "На Чайной". Пишет стихи, притом замечательные, и на сцене тоже остается поэтом. Он задействован в шести постановках "чайников", среди которых - пластичный бессловесный и безымянный персонаж ("Две дамочки в сторону севера") и мечтающий о любви слепой юноша Дональд Бейкер ("Маленький Донни, победивший мрак"). Чтобы перевоплотиться в Мещерского с его "грузинской красотой", Владу достаточно нарисовать над верхней губой изящные усики, остальное делает бронебойное обаяние, и не удивляешься, что этот сердцеед влюбил в себя сразу двух девушек...
Между Виталием, Соней (Валерия Задумкина) и Натали (Юлия Амелькина) бушуют подобные майской грозе молодые страсти (возраст зрителей - строго 15 +), а вот Петр Липинский в ролях хромого отставного улана Черкасова и пианиста-тапера оттеняет эту бурю и аккомпанирует ей. В сцене бала Петр поведет Юлию в танце, и это будет уже чопорная, без обоюдной любви сосватанная пара, слова не понадобятся, остаточно движений мертвенных, ритуальных, заученных... Да, и еще батюшка, отпевающий главную героиню, получится из него знатный, статный, с голосом зычным! Валерия Задумкина тоже будет перевоплощаться то в разбитную, ищущую приключений курсистку, то в забитую крестьянку Гашу. Но Виталий и Натали, вокруг которых закручена интрига, останутся в рамках своих образов. А публику в финале обязательно накроет мощной волной катарсиса, после чего, по доброй традиции, будет беседа с актерами и режиссером за чашкой чая, потрясенные лица, попытки выяснить "как вы все это делаете"...
Как, как, методично, профессионально, тщательно и талантливо. Вот Юлии Амелькиной пришлось перекрасить волосы в рыжий цвет, чтобы не расходиться с первоисточником, у Бунина это очень важно. Сейчас актриса работает в украинском музыкально-драматическом театре, ранее исполняла ведущие роли в русской драме. Валерия Задумкина - актриса кукольного театра. Конечно, всем им на одной сцене было бы невозможно сойтись, если бы не этот "приют комедиантов" на бывшей чаеразвесочной фабрике.
Александр Онищенко своими руками отстраивал маленький зальчик на 50 мест, сейчас вместе с другими студийцами ремонтирует более вместительный зал по соседству, в том же доме, в перспективе спектакли "чайников" будут идти параллельно на двух площадках (радуйтесь, театралы!).
Александр в данный момент является студентом-первокурсником Российской академии театрального искусства (РАТИ, бывший ГИТИС). Его пригласил учиться на свой курс режиссер Иосиф Райхельгауз, на тот момент еще не видевший ни одного спектакля Онищенко, так впечатлили отзывы... Поскольку обучение платное, без поддержки меценатов было не обойтись. Таковыми оказались депутат Алексей Гончаренко и драматург Александр Мардань, именно они внесли плату за первый курс. Теперь дважды в год Александр будет сдавать сессии в Москве, где педагоги, по его словам, систематизируют уже имеющиеся знания и навыки, обогащают новыми, а еще есть возможность смотреть спектакли, общаться с выдающимися актерами и режиссерами.
"Иосиф Леонидович для меня конкретизирует то, что я воспринимал расплывчато, - признался Александр. - Примерно 20 процентов материала для меня являются открытием. Законы психологического театра сродни точной науке, они должны быть вбиты в актера, в режиссера, к учебе я отношусь очень серьезно".
Это значит, что качество спектаклей "чайников" будет расти, ведь совершенству нет предела! А что касается "Натали", то ее дают уже сегодня, 10 марта, но мест нет, все заранее расписано, как обычно и бывает у "чайников".
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева