Новости и события » Культура » Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья

Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья

Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья

Начало независимости: история современного искусства Запорожья в 1990-е годы

В советские времена художественные выставки были скучными и довольно однообразными. (Хотя поклонники традиционного искусства могут со мной не согласиться). Господствовал соцреализм. Выставляли и другие направления реализма. Но, например, абстрактные картины и другой модернизм были под запретом, выставлять их было нельзя. Почему? Ответ на этот вопрос мне когда-то дал известный советский диссидент, коллекционер и организатор выставок неофициального искусства (в том числе, и знаментой Бульдозерной в Москве) Александр Глезер, с которым автор этих строк сотрудничала в организации выставок.

"Соцреализм - это искусство, чего изволите"

-На Западе понимали, почему в СССР запрещали литературу, например, Александра Солженицына, - вспоминал Александр Глезер. - Но как натюрморт может быть антисоветским? Почему запрещали искусство? Дело в том, что Советский Союз был, своего рода, религиозным государством. Официальной религией был марксизм-ленинизм. Как религиозное учение он не мог осуждаться, подвергаться сомнению. И всякое отклонение от соцреализма, который являлся направлением, созданным на основе марксизма-ленинзма, считалось отклонением от религии и каралось. Соцреализм должен был "показывать действительность в ее революционном развитии". Что это такое, никто не знал. Просто, когда в 1930-е годы украинские крестьяне умирали от искусственного голода, художники писали колхозников за праздничными столами. Хорошее определение соцреализму дал газете "Вашингтон Пост" в 1968 году Оскар Рабин (известный художник неофициального искусства. - Ред.): "Соцреализм - это искусство, чего изволите".

Кроме того, была некая ярость, что кто-то идет против системы, не подчиняется. Чиновники запрещали другое искусство из чувства самосохранения. Советская власть боялась цепной реакции. Вот сегодня разрешишь художникам, поэтам, прозаикам, философам. А там и до идеологов очередь дойдет и все развалится. Что и получилось при Михаиле Горбачеве. Джин свободы выскочил и все разметал.

Глоток свободы

Перестройка и гласность, независимость Украины повлияли на искусство, в том числе и запорожское. Выставки стали очень интересными и это однозначно позитивное изменение. Вспоминаю об этом как зритель, влюбившийся в то время в современное искусства, которое дарит ощущение свободы, с первого взгляда! А затем - и как организатор выставок, искусствовед и журналист.

Дмитрий Ципунов.

Как современное запорожское искусство в 1990-е вышло из подполья

Вашингтон


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх