«Каждый выбирает для себя»
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя». Взяв эти строки Юрия Левитанского эпиграфом к нашему разговору, мы продолжим беседовать с настоятелем Свято-Богоявленского храма Энергодара протоиереем Василием Бродой о жизни Церкви. Надеемся получить ответы, которые помогут сделать правильный выбор для себя.
- Отче, у многих людей есть вопрос, который, наверное, надо задать первым: зачем мне церковь? Бог и так у меня в душе.
- Это пример того, как человек делает своим убеждением мысль, которая упрощает ему жизнь и оправдывает нежелание что-то делать. Утром сонный ребенок спрашивает у родителей: «Зачем мне школа? Там ничего интересного, я и так все знаю, учителя плохие, одноклассники дерутся». Тем не менее, почему-то для папы и мамы это не аргументы, и они, опытно зная, зачем нужна школа и как там трудно, все же отправляют туда любимое дитя вместо того, чтобы дать ему поспать и погулять вволю. Вопрос, который Вы задали, похож на этот детский.
Если говорить о его сути полушутя, то, во-первых, надо спросить у Бога: согласен ли Он находиться в вашей душе? И во-вторых, - чтобы стать чистым, умываетесь ли вы в душе? Чтобы стать сытым, обедаете ли вы в душе? Чтобы стать здоровым, лечитесь ли вы в душе? Наверное, все же это происходит не теоретически, а практически.
Вера, духовная жизнь - это не теория, это высшая форма жизни, ежедневной практической жизни, чтобы познать и смысл своего пребывания в этом мире, и Божий замысел о себе, чтобы стать таким, каким Создатель задумал нас, чтобы узнать самого себя, свои слабости, победить их и приготовиться к новой жизни - жизни в вечности.
Все это невозможно сделать в душе, потому что ум, сердце и воля человека повреждены и разобщены: ум спорит с сердцем, воля не подчиняется обоим. Если не трудиться над исцелением души, она погибнет. Страшно видеть беду старого беспомощного человека, который проклинает бессмысленную прожитую жизнь и ждет небытия потому, что не поверил в Бога и не приготовился к встрече с Ним.
- Но почему нельзя осуществить свою веру, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, делать добрые дела? Многие считают, что важнее быть хорошим человеком, чем ходить в храм.
- Вы правильно сказали: надо жить по совести. Что такое по совести? Со-весть, значит, советуясь с Богом, слыша Его весть о себе. Исполнять заповеди, делать добрые дела важно, но во имя чего? И что это значит - быть хорошим человеком? Каждый человек хорош, каждый прекрасен, каждый человек - это совершенство, потому что он венец всего творения, самое лучшее, что создал Творец. Человек - это образ Божий и он может стать подобным Богу, обожиться. Эти слова знакомы нам, но давайте внимательно вдумаемся в их смысл: если все, что делает человек в жизни, подчинено задаче найти в себе образ Божий, осуществить его, приблизиться к Богу, стать Ему родным, - тогда вся жизнь полна смысла и каждая мысль, слово, поступок подчинены достижению этой цели - цели своего обожения.
Если же такая задача не стоит перед человеком, то быть хорошим, или еще говорят, порядочным, не имеет духовного смысла. Какие бы ты добрые дела ни делал, для кого-то ты все равно будешь плохим. Церковь не призывает нас быть хорошими, наоборот, учит, что даже желание быть хорошим со всеми людьми без христианской любви - это человекоугодие и лицемерие. Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, мы призваны к тому, чтобы быть святыми. Это не трехмерное земное, это четвертое -духовное - измерение пространства, и в этом смысле хороший - это тот, кто постоянно чувствует свой недостаток веры, любви, благочестия и стремится исправить его, следуя словам Христа: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48) Вот это и есть план Божий о человечестве.
Кто может помочь и помогает человеку осуществить этот план - обнаружить болезни души и исцелить эти болезни? Церковь. Она, как единственное учреждение Божие, имеет все, чтобы помочь людям в этом и приготовиться к жизни в вечности. Этим она отличается от человеческих учреждений, в которых человек помогает человеку жить на земле.
- И все же, почему православную Церковь Вы называете истинной? Кто из людей может вообще определить истинность?
Каждый человек может это сделать. Я вспоминаю прочитанный когда-то случай, о котором рассказал один известный актер. Как и все, в 90-е годы он искал духовный путь и стал адептом одного яркого и привлекательного направления. Однажды со своими единомышленниками он возвращался из очередной проповеднической поездки. Вдруг автобус резко занесло и перевернуло. В этот момент все, кто был в автобусе, одним выдохом крикнули: «Господи!», никто даже не вспомнил имени того, кому пелись секунду назад мантры. Это стало мгновенным ответом для этого человека в вопросе, где истина. Он снял оранжевую тогу и пошел в православный храм.
Так Господь разговаривает с каждым на понятном только этому человеку языке. Если вы искренне захотите узнать и спросите: «Где Ты, Господи? Как мне встретить Тебя?», Он ответит вам на вашем языке и вы никому не сможете объяснить и доказать это чудо, но для вас это будет неоспоримо. Все, кто находится в храме, пережили это, и для них вторичен разговор о канонах, догматах, доказательствах. Хотя, конечно, это очень важно: догматы Церкви - это непререкаемые вероучительные истины, данные через Божественное Откровение, которые раскрывают учение о Боге и указывают те границы, за которыми уже находятся заблуждения и ереси.
Во время Литургии есть такая часть службы, когда весь храм поет Символ веры, в котором есть такие слова догмата о Церкви: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Что это значит? Православная Церковь Едина - единственная, основанная Иисусом Христом. Святая - потому что освящена Им и призывает всех к святости. Соборная - потому что она для всех, для всей вселенной всех времен и народов, и в ней нет ни национальностей, ни социальных различий. Апостольская - потому что ученики Христа приняли от Него дар Духа Святого, и этот дар непрерывно передается через рукоположение епископов и священников от самих апостолов до нас.
Человек может получить этот дар Духа через истинную, правильную веру. Для этого апостолы написали Евангелия, писали послания к разным церквям, чтобы было правильное восприятие и понимание, чтобы все народы услышали Слово Божье неискаженным. Православная Церковь на протяжении двух тысячелетий хранит эту чистоту веры и ничего не изменяет в ней.
- Христианину обязательно надо ходить в храм?
- Да, это необходимо для него. Быть христианином - это не только купель Крещения в детстве, это значит принадлежать Богу всей своей жизнью и быть членом созданной Им Церкви, участвовать в Таинствах, желать спасения от духовной смерти. Посещение храма освящает всю жизнь человека, потому что только в Церкви, и нигде больше, совершается вечная, бескровная Евхаристическая Жертва. Если бы люди могли спастись своими силами, без искупительной жертвы Христа, то зачем тогда Он приходил на землю, зачем в распятии на кресте соединил разорванную связь человека с Богом? Люди, которые находятся вне Церкви, находятся в состоянии ветхозаветного человека, а до прихода Христа никто не мог спастись без Его Жертвы. Сейчас спасение возможно каждому, кто этого желает.
- Как часто надо посещать храм?
- Если христианин исполняет заповеди Божьи, то исполняет и четвертую, которая говорит о том, что шесть дней он должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. В субботу вечером начинается вечерняя служба и заканчивается в воскресение Литургией. В это время у человека есть возможность побыть с Богом и получить от Него духовные силы пройти жизненные испытания. По возможности, дни церковных праздников христианин тоже встречает в храме. Это самое малое, но если душа просит побыть с Господом, можно быть в храме каждый день.
- Чего люди ждут от Церкви в наши дни?
- Того же, в основном, чего ждали и во времена земной жизни Христа: помощи и чуда. Умножение хлебов, исцеление больных - это было людям близко и понятно. Но когда Он стал говорить, что пришел в мир не для того, чтобы решать их проблемы, а чтобы дать вечное спасение, Он стал тут же никому не интересен и Его отправили на распятие. Человек приходит в храм решить свои земные вопросы и получить помощь от Бога. Это неплохо, но он должен в своей духовной жизни подняться до главного вопроса: «Что мне нужно сделать, чтобы войти в вечность?» Для ответа на этот вопрос Христос основал Церковь и это ее главное предназначение.
- Что бы Вы пожелали тому терпеливому читателю, который продержался с нами до конца беседы и прочтет это?
- Хотел бы пожелать держаться истинной Православной Церкви, которая верно хранит апостольскую веру, принципы и ценности, способные преобразить и обновить человека. Важно, чтобы Бог стал основой нашей жизни. А если так будет, то лжеучителя не прельстят нас красивыми пафосными словами, потому что мы духом будем чувствовать ложь этих слов. Пусть Господь Своею силой и благодатью просветит умы всех людей и приведет к истинной Церкви Христовой.
Интервью подготовила Ирина Горбатюк.