Новости и события » Культура » Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Новый сезон у Саши Андрусик, соосновательницы музыкального агентства «Ухо», отмечен рядом премьер и камбеков. Возвращаются концерты «Ухо-ансамбля», запускается одноименный лейбл, открывается выставка опер на ВДНХ, идет съемка документального фильма

«Я - куратор? В Древнем Риме так называли человека, который среди прочего занимался водопроводом и канализацией. В этом смысле у меня самая серьезная кураторская родословная: мой дедушка прокладывал водопровод от Кадетского Гая к Бессарабке. Возможно даже, что я главный киевский куратор», - смеется Саша Андрусик.

Теперь - еще и лауреатка. В мае этого года вместе с сооснователем «Уха» Женей Шимальским и продюсером Катей Сулой она получила Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко за цикл «Архитектура голоса». 19 легендарных концертов с «редкой звуковой картинкой», которые прошли с 2014 по 2018 год в разных точках Киева, составили троичный цикл «про город и музыкальные рифмы с ним». Среди локаций - бассейн «Олимп» и нудистский пляж, оранжерея ботсада и Кирилловская церковь.

«Мы занимались мимолетной красотой. Создавали сложную инфраструктуру ради каждого концерта. Мне нравится этот жест, и можно было бы всю жизнь строить такие хрупкие дворцы, но это неправильно с точки зрения развития музыкальной сцены», - комментирует Саша. Потому на 240 тысяч гривен премии запускается одноименный лейбл. Он будет записывать современную классическую и импровизационную музыку, в том числе и в исполнении «Ухо-ансамбля», существующего под руководством Луиджи Гаджеро с 2015 года, а также междисциплинарные проекты на пересечении с разговорным жанром. Релизы будут выходить на цифровых платформах и на виниле. «Мы прежде всего надеемся записать Киев, киевский голос, но вообще интересно деконструировать классический лейбл: от функционала обложек (может ли обложка быть, например, скульптурой?) до самого смысла слова «покупка» в случае цифровой записи», - так основатели определяют задачу лейбла. И целятся на международную аудиторию.

В историю киевской общественной жизни вручение Шевченковской премии «Уху» войдет не только из-за беспрецедентного присуждения ее неформатному агентству, но и из-за лауреатской речи Саши Андрусик. За несколько дней до церемонии был совершен брутальный полицейский рейд в арт-кластер на Нижнеюрковской, где прописана практически вся киевская электронная сцена. Принимая премию, Саша проявила цеховую солидарность и озвучила проблему притеснения музыкантов. «Мы сделали цикл про город как общность. Прежде всего, голоса и архитектуры, но и просто - общность горожан. Об этом же была и моя речь, а еще о том, что высокого искусства не бывает без андерграунда», - объясняет Саша.

Если в масштабе Украины громко прозвучала Шевченковская премия, то в мировом - прогремели релизы альбомов «Ухо-ансамбля» на европейских лейблах, а также вручение основной французской премии Académie Charles Cros, которую присуждают за выдающиеся достижения в сфере музыки и звукозаписи. Гран-при в 2020 году «Ухо» получили за монографию «Сады» японского композитора Тосио Хосокавы, исполненную ансамблем под руководством Луиджи Гаджеро с приглашенным флейтистом Марио Кароли и оформленную звукоинженером Андреем Мокрицким. Диск вышел на австрийском лейбле Kairos, хотя сама запись сделана в Украине в сотрудничестве с арт-центром Plivka, где ансамбль базировался три года и записал свои основные пластинки. В борьбе за премию «Ухо» конкурировали с гигантами вроде Klangforum Wien и Ensemble 2e2m - корифеями, специализирующимися на исполнении новой музыки.

Вести из Парижа Саша получила в день рождения ее второго сына Франциска и охотно иронизирует на тему «французской рифмы». Подобные совпадения в жизни «Уха» замечены не впервые. За восемь лет работы за агентством закрепилась репутация чудотворцев. Инсайдеров удивляло то, как создатели находили меценатов - и командой из двух-трех человек организовывали масштабные мероприятия. Зрители поражались - ведь каждый концерт превращался для них в музыкальное открытие.

В этом контексте выросла генерация украинских художников, которые на старте карьеры в качестве дизайнеров афиш, сценографов и костюмеров работали с «Ухом». Михаил Букша к настоящему времени стал сооснователем визуального издательства BOOKSHA, Оля Гайдаш работает в составе арт-дуэта Troyanda, Катя Либкинд соосновала мастерскую «Ателье Нормально», где работают среди прочих и художники с синдромом Дауна. Для музыкантов, объединившихся в 2015 году в «Ухо-ансамбль», проект стал «магистратурой новой музыки», их сольные и камерные проекты формируют современную украинскую сцену.

Благодаря «Архитектуре голоса» и у Саши появилась новая творческая задача. В жемчужной ванне бальнеологической лечебницы на концерте украинских композиторов Алексея Шмурака и Олега Шпудейко оказалась сотрудница Института театра имени Збигнева Рашевского, располагающего крупнейшим в Польше тематическим архивом. Личное знакомство с ней состоялось после. Результатом общения стала концепция киевского семинара для европейских художников и кураторов. Саша предложила формат семинара-прогулки, чтобы изучать, как это - «работать с темой памяти в городе, который бесконечно все забывает». В 2020 году группу из пятнадцати участников ждала серия променадов под цветущими каштанами Киева - «одного из самых красивых городов на земле» в эту пору. Ковидные ограничения изменили планы - но не намерения.

В этом году Саше предложили перевести семинар в видеоформат. Так она стала режиссером. В ее фильме о памяти писательница, журналистка и близкая Сашина подруга Катя Петровская, чей дебютный роман «Кажется, Эстер» получил две ключевые немецкие литературные премии, рассказывает о своем отце - литературоведе и диссиденте Мироне Петровском. Архитектор и исследователь Алексей Быков предстает как «архивариус несуществующего музея архитектуры», а поэт Дима Казаков в кадре питчит три видеоигры об ушедшем еврейском Киеве. Одна из них - о художнице и писательнице Надежде Хазиной, жене Мандельштама и главной хранительнице его наследия, запомнившей произведения наизусть и таким образом спасшей их.

Историю «международного прорыва в космос агентства «Ухо» (по замечанию музыковеда и оперного эксперта Анны Ставиченко) мы обсуждаем на балконе Сашиной квартиры. Вид тут уникально киевский: маковки Покровского женского монастыря, телевышка, полоска Днепра и высотки Оболони, а на переднем плане - зелень Кудрявского Спуска, где по ветвям скачет хорошо знакомая обитателям балкона белка. В соседней комнате спит младший, Франя. Старший - Гектор - уже проснулся, пришел к нам на мамин голос и посмотреть на белку. Двухлетний Гек - наследник части инструментов, из которых извлекали звуки на ивентах «Уха». С детской духовой секцией, которую покупали для концерта на нудистском пляже, он устраивает сольные и групповые выступления, волонтеров рекрутирует из числа друзей родителей. Крупногабаритные же объекты сценографии переехали в 13-й павильон ВДНХ на выставку, которая откроется в октябре.

«Полезные ископаемые: выставка опер в павильоне воспоминаний» - это финансируемая Украинским культурным фондом выставка трилогии современных опер «Уха», которые агентство сделало по заказу Национальной оперы Украины в 2017-2018 годах. «В операх наша мимолетность достигла вершин. Оперы - самые дорогие из всех проектов, поставленные при этом один раз. Потому - ископаемые», - объясняет Саша название и намерение «откопать» их. Первым подарком, который получила будущая выставка, был навоз из конюшен ВДНХ. К открытию экспозиции некоторые из экспонатов сценических инсталляций - огромный конь или поющая роза из папье-маше - прорастут и дополнят насыщенную ассоциациями сценографию Кати Либкинд. Через подземный вход гости выставки-оперы попадут в «Лимб», после перейдут на первый этаж к «Хлебу, соли, песку» и поднимутся к «Моему предательскому свету».

К выставке готовится музыкальная программа, так что это и возвращение живых концертов «Ухо-ансамбля». Но прежде всего - заявка институции «Павильон культуры». Это проект кураторского объединения с поистине звездным составом: в нем Саша Андрусик, кураторы Маша Ланько и Лиза Герман, искусствовед и адвокат создания Музея современного искусства Оля Балашова, художник Витя Глущенко, основатели архитектурного бюро «Форма» Ирина Мирошникова и Алексей Петров. Цель «Павильона» - создать экспериментальную среду, где сойдутся проекты на стыке архитектуры, музыки и современного искусства. У институции с большими амбициями будет 35 попечителей с положительной бизнес-репутацией и ясным видением, какую Украину они строят.

«Ухо» - затратный проект в отношении не только денег, но и усилий. В суете я иногда забываю, как это радостно. А радость - основное топливо этой истории», - уверяет Саша.

Текст: Татьяна Соловей

Стиль: Venya Brykalin

Прически: Maria Sova

Макияж: Sveta Rymakova

Ассистент фотографа: Sasha Tsurkan

Ассистент стилиста: Sasha Dudchenko

1. Платье из вискозы, Totême (helen-marlen.com); атласные мюли, SIX.; кожаная сумка, Saint Laurent (kameron.ua); колье, серебро, браслет, желтое золото, все - Tiffany & Co.

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Куратор Саша Андрусик - о том, как будет новый «Павильон культуры» на ВДНХ

Европа


Как правильно подобрать офисное кресло для долгой работы за...

Как правильно подобрать офисное кресло для долгой работы за компьютером

Сотрудники в офисе проводят значительную часть своего времени за компьютером. В среднем, при 42-часовой рабочей неделе это составляет более 1500 часов перед монитором за год. Для того чтобы обеспечить комфорт и эффективность выполнения рабочих задач, важно...

сегодня 13:02

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх