Новости и события » Культура » Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

"Еврейский Берлин: какой он?" Этот вопрос задали жителям немецкой столицы. Отклик оказался большим. Истории и воспоминания берлинцев стали основой для выставки в Новой синагоге.

"Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории", - под таким названием в немецкой столице проходит выставка, открывшаяся во вторник, 14 декабря, в Новой синагоге - Центре иудаики (Centrum Judaicum) на Ораниенбургерштрассе. Это одно из более 1500 мероприятий, которые в 2021 году проходят в рамках Года 1700-летия еврейской жизни (1700 Jahre jüdisches Leben in Deutschland) по всей стране.

Истории еврейского Берлина

Центральный вопрос экспозиции звучит так: "Что значит еврейский Берлин и его истории для каждого из нас?". Более года назад Centrum Judaicum обратился с этим вопросом к жителям немецкой столицы. К удивлению организаторов выставки их призыв рассказать о своем опыте нашел большой отклик у берлинцев - как евреев, так и не евреев.

Ответы на этот непростой вопрос собрались в калейдоскоп историй, рассказанных жителями немецкой столицы, - о себе, своих родных, знакомых и судьбах, оставивших след в их душе. На выставке представлены как объекты, так и тексты, а также видеоинсталляции.

17-летняя школьница Луна Нислер (Luna Niesler) сначала для школы, а потом и для выставки подготовила коллаж, рассказывающий о детях, судьба которых неизвестна. "Я живу на Ораниенбургерштрассе. И до недавних пор я ничего не знала о еврейской жизни в моем квартале. Для занятий на уроках религии я начала работу над коллажем, рассказывающем о детском доме, который находился раньше по адресу Аугустусштрассе. Этот дом сирот носил название "Ahawa", что на иврите означает "любовь". Судьба детей на фотографии неизвестна. По крайней мере, мне так и не удалось найти никакой информации о них.... Поэтому камни преткновения - в память о детях-сиротах и против забвения".

Еще один коллаж, выполненный из разных тканей, рассказывает историю дизайнера Вены Вайман (Vena Weinmann). В 1920-е годы последовательница школы Баухаус, входившая в группу художников "Porza", переехала из Польши в Берлин и наладила производство тканей по собственным эскизам.

Год 1700-летия еврейской жизни продлен до лета 2022 года

Истории о еврейской жизни рассказывают жители Берлина - простые люди и знаменитости. Так, бывший бургомистр Берлина Эберхард Дипген (Eberhard Diepgen) написал один из текстов для экспозиции. Он вспоминает историю и судьбу Хайнца Берггрюна (Heinz Berggruen), который вернулся в Берлин спустя 60 лет после изгнания. Коллекционер и торговец предметами искусства в знак примирения передал городу свою знаменитую коллекцию. Благодаря ему у Берлина появилась одно из самых значительных собраний картин XX века. Бывший бургомистр задается риторическим вопросом: "Можем ли мы оценить по-настоящему то, что такие люди, как он (Хайнц Берггрюн - Ред.), не остались в стороне навсегда?".

На одной из фотографии, представленных на выставке, - известный немецкий политик Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher) с рюмкой водки. А рядом с ним - Хайнц Холь (Heinz Holl), владелец нескольких баров в Берлине. К нему часто заглядывали и известные немецкие политики. Многие берлинцы помнят Холя, но мало кто знает о его еврейском происхождении.

Видеоинсталляция "Еврейский мир Берлина с 1800 года" знакомит посетителя выставки с разными эпохами. И у каждой - свой след в общей истории. Вольфганг Херцберг (Wolfgang Herzberg) пишет: "Для меня не существует никакого еврейского Берлина после того, как моя бабушка Йоханна (Johanna), мои родственники и тысячи берлинских евреев были изгнаны и уничтожены..." Сегодня он старается переработать воспоминания родственников и близких, записывая их и сочиняя музыку.

Бен Кемплер (Ben Kempler) рассказывает свою семейную историю. Его прабабушка родилась в Берлине 130 лет назад. У ее родителей был ресторан и фотостудия. Вместе со своим мужем она работала в швейной мастерской на киностудии UFA. Их сын Зигберт Кемплер ходил в еврейскую школу, на месте которой сейчас в Берлине находится Еврейская гимназия. Бармицва дедушки прошла в 1924 году в бывшем здании Новой синагоги. Здесь же в 1938 году сыграли и его свадьбу. А уже в следующем году молодая семья была вынуждена бежать - сначала в Англию, потом - в США. Там и родился Бен. В 1998 году он вернулся в Берлин. И теперь уже его сыновья праздновали бармицву в Новой синагоге на Ораниенбургерштрассе. "Круг замкнулся?" - задается вопросом Бен.

Алиса Максман (Alissa Maxman) поделилась своими воспоминаниями о том, как ее семья в 2001 году эмигрировала из России в Берлин. Ее дочь, родившаяся уже в немецкой столице, рассказывает в школе о еврейских традициях. Как и ее мама, девочка считает, что Берлин нельзя назвать еврейским городом - евреи в Берлине только временно. "Так и останемся мигрантами? "Русскими"? Вопросы девочки, для которой родной язык - русский, перекликаются с мыслями ее матери.

Директор Новой синагоги и куратор экспозиции "Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории" Анья Зигемунд (Anja Siegemund) уверена, что у выставки будет продолжительный эффект. "Мы собираем истории людей, чтобы укрепить интерес к еврейскому Берлину", - говорит она.

Выставка продлится до 12 июня 2022 года. В связи с пандемией коронавируса было решено продлить Год 1700-летия еврейской жизни (1700 Jahre jüdisches Leben in Deutschland) до лета следующего года.

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

Лето Рестораны США Школьницы


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх