Американцы приступают к интеграции ИИ для воздушного боя в систему боевого управления
В боях с использованием искусственного интеллекта задача тактических маневров ляжет на плечи программных алгоритмов, тогда как стратегическое планирование останется за человеком. ИИ на истребителях уже зарекомендовал себя как более эффективный боец-тактик. Осталось интегрировать искусственные элементы в систему глобального боевого управления, что поручено сделать компании Dynetics.
Компания Dynetics сообщила, что она выбрана для работ по контракту с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) в рамках второй фазы программы Air Combat Evolution (ACE) или, по-русски, программе по эволюции воздушного боя. Вторая фаза программы носит название AlphaMosaic и является частью глобальной программы военных США по ведению "мозаичного" боя, когда силы и средства все родов войск на поле боя взаимодействуют друг с другом как на уровне человека, так и на уровне ИИ.
"В рамках 16-месячного контракта Фазы 2 стоимостью $2,6 млн компания Dynetics продолжит разработку зрелого подхода к управлению боем, при котором один пилот может выступать в качестве командира для крупномасштабной совместной воздушной войны", - сказано в пресс-релизе компании.
Концепция "мозаичных боевых действий". Источник изображения: DARPA
Первая фаза программы была посвящена разработке архитектуры ИИ для управления крупными силами в боевой структуре Mosaic Warfare. Утверждается, что разработчики эффективно продемонстрировали способность ИИ выбирать силы для воздушного боя, планировать стратегию и выполнять тактические маневры. Сообщалось, в частности, что были проведены имитации воздушного боя двух ИИ-истребителей против одного ИИ-истребителя. Ожидалась также имитация боя два на два, но подробностей на этот счет не было.
Отдельно Dynetics обучает живых пилотов действиям в паре с ИИ. Сообщается, что переход к летным испытаниям части AlphaMosaic на истребителях уже начался. Тестируемые приложения призваны лучше информировать пилотов о ситуации на уровне группы и координировать ответственность за целеуказание. По факту система работает как подсказка живому пилоту. ИИ выводит рекомендации по последовательности маневров на дисплей, а пилот вручную совершает действия. Люди должны научиться доверять ИИ, поэтому этап слаженных действий считается таким же важным, как разработка боевого ИИ.
В конечном итоге в ходе второй фазы программы ACE разработчик должен будет "объединить человеческую изобретательность и принятие решений со скоростью и масштабом искусственного интеллекта". Стратегическим планированием боевых действий продолжит заниматься человек, но действие отдельных воздушных и не только подразделений в ходе операции должно быть отдано искусственному интеллекту.
Добавим, установка ИИ для полноценного воздушного боя на учебные истребители должна быть проведена в этом году. В следующем году ИИ планируется установить на боевые истребители. Параллельно DARPA курирует программу установки ИИ на боевые вертолеты. Человек должен быть исключен из тактики управления боем. Его задачей станет стратегическое планирование, а сложнейшие маневры, призванные повысить живучесть воздушных судов, будут отданы ИИ.