Reuters: Миграционная политика Евросоюза грубеет
Миграционная политика Европы в последнее время вызывает не меньше вопросов, чем прическа американского миллиардера Дональда Трампа, породившая множество шуток у интернет-пользователей.
Трамп вырвался в лидеры гонки среди республиканских кандидатов в президенты США и стал центром внимания СМИ из-за неоднозначных и довольно резких высказываний. Например, призыва возвести стену на границе США с Мексикой с целью сдержать поток мигрантов.
За решение схожей проблемы лидеры Евросоюза готовы заплатить Турции.
Спустя семь месяцев после того, как канцлер Германии Ангела Меркель распахнула двери для миллиона с лишним беженцев из Сирии, ЕС бросился развешивать таблички "Свободных мест нет" вдоль своих внутренних и внешних границ.
Под жестким политическим давлением со стороны однопартийцев из "Христианско-демократического союза" (ХДС), а также представителей правопопулистской партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) девиз Меркель "Мы сделаем это!" постепенно превращается в "Турки могут сделать это за нас".
По итогам переговоров с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу на прошлой неделе Анкара неожиданно заявила о готовности принимать обратно всех нелегальных мигрантов, включая беженцев из Сирии, которые проникают в Европу с турецкой территории.
Взамен каждого сирийского беженца, возвращенного в Турцию из Греции через Эгейское море, ЕС будет забирать из Турции по одному сирийскому гражданину, который имеет право на политическое убежище. Выбор будет производиться с помощью агентства ООН из числа тех беженцев, которые находились в лагерях в соседних с Сирией странах, а не пытались нелегально переправиться в Грецию по морю. Их будут расселять по странам сообщества, согласившимся в прошлом году на прием определенного числа мигрантов.
Предстоящий на этой неделе саммит в Брюсселе, как ожидается, оформит сделку. В обмен на согласие Турции удерживать беженцев на своей территории Евросоюз готов предоставить Анкаре финансовую помощь в размере 6 миллиардов евро (6,7 миллиарда долларов), ускорить либерализацию визового режима ЕС для Турции и обеспечить прогресс на переговорах о присоединении страны к блоку.
Председатель Европейского совета Дональд Туск назвал восстановление контроля над внешними границами ЕС необходимым условием получения поддержки избирателей в вопросе беженцев. Однако на практике, если договоренность будет реализована, она будет выглядеть больше как способ препятствовать проникновению мигрантов в Евросоюз.
Намерение ЕС захлопнуть свои "открытые двери" для жертв войн и преследований вызвало возмущение правозащитных организаций и волонтеров, работающих с беженцами.
Юристы и эксперты Европейского союза усиленно работают над законодательной основой будущего соглашения.
Согласно положениям Женевской конвенции о статусе беженцев, подписавшие стороны должны в индивидуальном порядке рассматривать каждое прошение об убежище.
Соглашение между ЕС и Турцией позволит обойти этот принцип посредством объявления Турции "безопасной" третьей страной, куда можно возвращать нелегальных мигрантов в рамках двустороннего соглашения о реадмиссии между Грецией и Турцией.
Анкара, в свою очередь, пообещала привести законодательную базу в соответствие с нормами международного права для осуществления ее части потенциальной сделки.
Между тем более неподходящее время для объявления Турции "безопасной" страной членами Евросоюза трудно себе представить.
В отличие от американца Трампа, большинство лидеров ЕС воздерживаются от антимусульманской риторики, популярной среди противников миграции.
Но некоторые критики миграционной политики Евросоюза, такие как лидер французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен и лидер нидерландской "Партии свободы" Герт Вилдерс, открыто винят ислам, требуя ограничений на прием беженцев, и по той же причине выступают против бевизового режима с Турцией.
Умеренные европейские политики возмущены высказываниями заокеанского возмутителя западного спокойствия, разглагольствующего о пользе создания базы данных мусульман для слежения за ними в Америке. Но в результате сделки с Турцией ЕС рискует и сам встать на опасную тропу, превратившись в неприступную крепость для ищущих спасения и благополучия.