Что мешает Украине выйти на европейский рынок
Научный консультант Центра Разумкова по экономическим вопросам Владимир Сиденко рассказал, что мешает Украине выйти на европейский рынок в качестве полноценного игрока.
Облегченный режим доступа к своим рынкам ЕС предоставил Украине в одностороннем порядке в конце мая 2014 года. С этого времени отменили практически все европейские пошлины на украинскую продукцию. С 1 января открыли частичный доступ европейским компания на украинский рынок. Первые данные, как среагировала наша экономика на открытие рынка для товаров из ЕС, получим через два месяца.
Практически все украинские товары продают в ЕС беспошлинно. Только в аграрной сфере действуют тарифные квоты. То есть можем до определенного количества продавать без пошлины, а когда квота исчерпана, то к нам применяется полный объем пошлины. По некоторым агротоваров мы быстро исчерпываем квоты. Относительно зерновых у нас уже больше половины исчерпанной годовой квоты. Ведущая наша статья. Но по большинству товаров, то, по результатам 2015 года, квота осталась неиспользованной. Со своей стороны мы еще не открыли полностью доступ европейским компаниям. Украинский снятия таможенных ограничений осуществляется по графику, растянутым на годы.
- Как изменился баланс в торговле Украины с ЕС с начала действия Соглашения об ассоциации в мае 2014?
Еврокомиссия прогнозировала, что отмена пошлин позволит нам увеличить экспорт на 500 млн. Евро ежегодно. В первой половине 2014 был рост. Но уже к концу года оно сошло на нет. В 2015 году мы столкнулись с драматической ситуацией - экспорт в страны ЕС уменьшился на 4 млрд. Долларов в год. Если в 2014 году мы продавали в ЕС на 17 млрд. Долларов, то в 2015 году - на 13 млрд. Мы потеряли долю экспорта в 24 из 28 стран ЕС. В некоторые страны четверть и более от размера экспорта. Например, в Великобритании - падение составляет 37%, в Германии - 16,5%, в Польше - 25%, в Венгрии - 40%.
Это произошло, потому что у нас узкий сегмент присутствия на рынке ЕС. Мы продавали две основные группы товаров - черные металлы и аграрную продукцию. Металлы продавать все труднее, так как спрос на них существенно спал. Также у нас много конкурентов, способных продавать дешевле. Но главное, в ЕС происходит структурное замещение металлов на металлопластик и современные сплавы. Экономика ЕС тоже не отмечается темпами быстрого роста, до сих пор отходя от кризиса 2008 года. Поэтому мы больше продаем в ЕС несколько групп агротоваров - зерновые, семена подсолнечника и масло. На эти продукты в 2015 году была не такой высокой, как в прошлые годы. Это привело к уменьшению валютных поступлений в Украину, что бьет по курсу гривны по отношению к доллару и евро. Через наши структурные недостатки мы способны воспользоваться присутствия на рынке ЕС.
В то же время меньше покупаем товаров из ЕС. За прошлый год импорт уменьшился на 5700000000. Долларов - с 21,1 млрд. До 15,3. То есть торговый баланс в торговле с ЕС улучшился на 1700000000. Долларов. Но, к сожалению, это произошло не за счет наращивания объемов, а наоборот. Это все по поводу товаров, ведь услуги считают отдельно.
Украина продает в ЕС или сырье или полуфабрикаты, например металлы. Это продукция с малым объемом добавленной стоимости. Украина продает мало продуктов, в которых для производства требуется высокая квалификация. Именно поэтому мы так мало присутствуют на рынке ЕС.
- Значит, проблема в том, что украинские производители не производят и не продают в ЕС сложных продуктов?
Сказать, что вообще не производят нельзя, но это малые цифры. Проблема не столько в том, что мы не способны производить, а в том, что нужны серьезные адаптационные меры, чтобы соответствовать техническим стандартам ЕС. Для этого следует существенно обновить производственную базу, а для этого нужны инвестиции. Также требуется прохождение сертификационных процедур, чтобы например, доказать, что наше машинное оборудование соответствует требованиям ЕС по безопасности использования. Речь идет о переорганизацию и адаптацию нашей экономической системы к новым условиям.
- Что могла бы производить Украина для Евросоюза?
Во-первых, ЕС ждет от Украины готовности производить экологически чистую пищу, на которую большой спрос в западных странах. Некоторые из этих стран имеют мало площади для выращивания таких продуктов. Поэтому для нас переход на использование новых экологически безопасных технологий в агропродовольственном комплексе - очень перспективный.
Во-вторых, можем добиться успеха, если научимся участвовать в коопераций. В частности у нас сильные позиции в самолетостроении и ракетно-космическом комплексе. Но эти отрасли имеют существенные трудности из-за закрытия сотрудничества с Россией. Здесь у нас нет полного цикла производства. Поэтому нет другого выхода как найти других партнеров на Западе. В частности у нас прекрасные перспективы в транспортной авиации. Но для этой отрасли нужна политическая поддержка на уровне государства. Коммерческих усилий недостаточно.
В-третьих, должны поддерживать развитие ИТ. Украина входит в пятерку стран по количеству специалистов в этой области. Должен активно продолжаться процесс информатизации общества по примеру Эстонии (практически все управления и предпринимательская деятельность в Эстонии проводятся онлайн, без участия чиновников, свело возможности для коррупции в стране до минимума - Авт.). Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, которая сочетает достижения в области нано-, био- и информационных технологий. Здесь можем найти свою нишу и получить новые сферы для конкурентного преимущества.
- Как государство может помочь бизнесу выйти на европейский рынок?
Следует проводить государственную информационно-просветительскую деятельность. Рядовой европеец знает об Украине мало - Чернобыль, Майдан, спортсмены. Должны быть известными брендовыми товарами. Без этого войти в европейское экономическое пространство будет почти невозможно. Должна быть государственная стратегия роста конкурентоспособности, которой пока нет. По примеру стран ЕС и США. Взамен Киев надеется, что как в сказке, рынок сам возьмет и разовьется. Без соответствующих условий для этого.
Препятствует притоку западных инвестиций война, которая создает риски для бизнеса. Но в большей степени - огромный уровень коррупции. Иностранные инвесторы не могут рассчитать, как получить выгоду в условиях действия так называемого «коррупционного налога», который, по некоторым оценкам, достигает в Украине 20% ВВП. Поэтому никакие западные компании без создания цивилизованных схем в регулировании деятельности бизнеса, без действенной борьбы с коррупцией, к нам не придут. Поэтому Запад настаивает на соответствующих реформах. Нужны цивилизованные институты и правила игры, которые бы создавали благоприятную атмосферу для ведения бизнеса. С этим у нас большие проблемы.
Нам следует проводить изменения в структурной ориентации нашего экспорта с Востока на Запад. Так как это 25 лет назад сделали страны Варшавского договора. За годы независимости у нас не было технологических изменений, которые бы позволяли нам поддерживать конкурентоспособность товаров, поэтому у нас теперь такая нужда. Выход - «вписаться» в четвертую промышленную революцию и создать условия для ведения бизнеса. Только тогда сможем воспользоваться открытым рынкам Евросоюза.