«Российские бюрократы - неразумные дети по сравнению с Apple»
Основатель российской компании-производителя чехлов для iPhone со встроенным кардиографом CardioQVARK Александр Ежков рассказал vc.ru о создании проекта, клинических испытаниях и получении сертификации Apple. Чехол стоимостью 8,5 тысяч рублей позволяет пользователю самостоятельно снимать кардиограмму, приложив пальцы к специальным датчикам.
О создании проекта
Недавно мне исполнилось 60 лет. Когда мы были тридцатилетними, спорили, в какой поехать клуб. Сорокалетние - думали, в каком ресторане поужинать. А после 50 лет началось: «Слушай, я был у врача, клизму ставил». Логично, что я решил сделать такой прибор. С ним я понимаю, стоит ли идти утром в спортзал или кататься на лыжах. Сейчас пытаемся выводить продукт на рынок: готовим производство и проводим клинические испытания.
Стив Джобс положил каждому в карман мощный компьютер: банк - в кармане, шопинг - в кармане, можно заказать пиццу и такси, посмотреть прогноз погоды и пообщаться с друзьями. Десять лет назад такие технологии казались недостижимыми. А здоровье - это некая черная дыра, которую эти технологии обходят стороной: если вы вдруг плохо себя почувствовали, судорожно начинаете искать градусник, звонить врачу, куда-то бежать. Доступные сегодня технологии легли в основу CardioQVARK.
Сердечно-сосудистые заболевания - одна из главных причин смертности, по статистике Всемирной организации здравоохранения. В мире насчитывается 250 млн человек, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, 17,5 млн в год - умирают от них. Во многих случаях врачи не углубляются в причины и указывают как причину смерти общую сердечную недостаточность.
О целевой аудитории
Когда вам приспичит, вы купите себе iPhone - когда сходите пару раз в больницу, оставите там 50-60 тысяч рублей, а врачи еще и не скажут, что с вами. Вы выйдете из больницы, купите правильный телефон и примочку к нему. Эти затраты мизерны по сравнению с профессиональными услугами.
Прибор тестировали на сотрудниках - там сплошная молодежь, 30-летние программисты, математики. У каждого четвертого есть проблемы с сердцем, и ребята сами это видят. Один математик, ему 35, проходил обследование и обнаружил не очень опасную проблему с сердцем. В его возрасте это дело можно поправить витаминами и коррекцией образа жизни. Иначе, когда ему будет 40, он придет к врачу, и его спросят, где он был пять лет назад.
Сейчас есть тестовая партия из 100 приборов, с ними работают врачи; снято уже более 10 тысяч кардиограмм. Могу сказать, что 50 испытуемым прибор спас жизнь - это, в основном, люди в возрасте. Как это устроено: люди ходят с устройством, а врач ведет постоянные наблюдения. Данные с прибора уходят в «облако», доктор получает push-уведомления.
Был случай с человеком из Владивостока, лечащий врач которого работает в Москве. Пациент приехал в Москву купить прибор и уехал обратно, избавив себя от необходимости регулярно летать через всю страну. В числе пользователей есть уважаемая дама в возрасте, которую знает вся Россия и пол-Европы: за ее самочувствием следят два врача - из Москвы и Швейцарии. После месяца наблюдений они начали подбирать ей лечение.
О проектировании и производстве
Я обошел всех специалистов в России и нашел потрясающих. Разработки мы заказываем московской компании, которая проектирует электронные устройства, в том числе, для военных. Этот подрядчик делает всю электронику. Сотрудничаем с профессором СПбГТУ «ЛЭТИ» Александром Николаевичем Калиниченко - его докторская диссертация была посвящена автоматизации обработки кардиосигналов. Он разработал для прибора алгоритмы и совершенствует их уже два года.
Программное обеспечение делает компания из Пензы. Дизайн продукта создали в студии OPEN! Design & Concepts. Производство пытаемся организовать в Калининграде. Люди, которые изготавливали первые приборы, владеют небольшим производством: могут сделать, скажем, тысячу штук.
Идея такова, чтобы в производстве были задействованы российская наука и инженерия. Так захотелось попробовать, по крайней мере. Комплектующие, элементная база, понятно, импортные. Сейчас стоит задача минимизировать цену прибора.
На нас вышла компания Analog Devices и предложила особые микросхемы для обработки кардиосигнала. Они понимают, как мы работаем: предложили, условно говоря, одну микросхему за доллар вместо двух за 10. Думаю, через год удастся снизить цену прибора примерно вдвое (сейчас CardiQVARK стоит 8,5 тысяч рублей и продается в модификации для iPhone 5/5s).
О взаимодействии с врачами
С несколькими клиниками мы заключили договоры о добровольных клинических испытаниях. В России среди врачей есть люди, которым безумно интересна наука. Нам повезло: мы работаем с молодыми и амбициозными врачами, они все в гаджетах, и им интересно что-то сделать в жизни. Они сами предлагают что-то доработать или поменять, предлагают сложных пациентов для испытаний.
Пользователь кладет в карман прибор, и доктору становится доступен постоянный мониторинг состояния человека. Из этой связки исключаются ненужные посредники: регистратура в поликлинике, само здание и так далее: врачи имеет все необходимое, чтобы отслеживать состояние пациента с минимумом затрат.
Думаю, врачи начнут набирать себе клиентуру. Нашел 100 человек, заключил персональные договоры - и сиди-приглядывай. Так можно подбирать лекарства, назначать дополнительные обследования. Эффективность работы врача повысится, и в профессиональном сообществе это уже понимают. Мы думаем о создании полноценной технологической инфраструктуры, которую можно назвать «виртуальной больницей». Но это следующий шаг.
Кардиограмма несет в себе много ценной информации, не только о работе сердца. В восточной медицине специалист может определить по пульсу человека 600 болезней. У CardioQVARK уже сформировалась достаточная база данных для того, чтобы на их основе можно было создавать алгоритмы распознавания образов.
О сертификации Apple
Это самый больной вопрос. Я давно занимаюсь всем и вся, и могу сказать, что даже российские бюрократы - неразумные дети по сравнению с бюрократической машиной компании Apple. Apple - это апофеоз качества. Они смотрят за проектом уже полтора года. С ними надо согласовывать все шаги. От программистов требуют безукоризненный код. У них свод требований к оформлению упаковки занимает чуть ли не 50 страниц. И благодаря этому получается качественная вещь, за что им большое спасибо.
Мы получали у Apple разрешение на разработку, на опытную партию, завод получал разрешение на производство. Сейчас предстоит получить документ о том, что устройство соответствует высоким стандартам компании.