Как российская пропаганда объясняет уход из Сирии
Пять месяцев большинство выпусков новостей на российских телеканалах начинались сюжетами о действиях российских войск в Сирии. Операция подавалась как ход исключительно удачный и успешный. Россия борется с запрещенным ИГИЛ, почти ничем не рискуя. Летят самолеты и ракеты горят, боевик прячется, а в атаку идет сирийский, не российский солдат.
В любом новостном ролике ненавязчиво подчеркивалось, что США и их союзники по коалиции за четыре года присутствия в Сирии не сделали почти ничего, тогда как Россия за пару месяцев достигла многого. Каждый день уничтожался штаб ИГИЛ или колонна бензовозов, а сирийские военные после ударов с неба наступали на террористов. Мысль была ясна: наша армия всех сильней, и это доказано в деле. Попутно зрителю демонстрировалось современное оружие - уж если из Каспия до Сирии достали, то из Черного моря до Европы рукой подать.
Казалось, свернуть с этой линии пропаганде будет очень трудно: дальше только Ракка, только победа. Но ИГИЛ до сих пор не побежден, а российская авиация покидает Сирию. За пару дней до великого исхода Дмитрий Киселев говорил о новых успехах военных, но сегодня самолеты уже на пути домой. Вроде бы обидно - все закончилось на самом интересном месте. Однако, скорее всего, телезрителей действия власти не разочаруют: уход российских военных подкреплен, по крайней мере, тремя доводами.
Самолеты возвращаются, но они возвращаются с победой. В доказательство на россиянина обрушивается поток цифр: освобождено 400 населенных пунктов, уничтожено две тысячи террористов и более двухсот пунктов нефтедобычи и сотни колонн с бензовозами, нанесено девять тысяч ударов. Все взвешено и посчитано.
Тем более что цели операции раньше не конкретизировались, никому не объяснили, что будет считаться победой - взятие Ракки, Пальмиры, Мосула, полное уничтожение ИГИЛ? Террористам стало хуже жить - их хоть и медленно, но теснят, сирийское правительство пробует договориться с оппозицией. Пилоты и ракетчики потренировались на легких целях - хороший результат.
Чтобы у зрителя или читателя не появлялось чувства тоски по "легкой войне", когда Россия без особых усилий указывала Западу на место, ему напоминают: легкая фаза могла перерасти в тяжелую - с наземной операцией и всеми вытекающими. Пропаганда долго убеждала, что Сирия не станет новым Афганистаном, а теперь с чистым сердцем заявляет: не стала. Об афганских рисках говорят и на ТВ, и, например, в народной газете "Комсомольская правда". Этот аргумент можно считать одним из самых действенных - афганская рана еще не зажила, и перспективы наземной операции омрачали радость многим сторонникам easy war. "Нет войны", - давний аргумент, оставшийся Кремлю еще с советских времен.
Для особо сомневающихся находится главный, ударный довод, которым заканчивались все телесюжеты. Оказалось, что неожиданный вывод российских войск из Сирии поставил в тупик власти США. "Российский лидер обыгрывает Обаму, он опровергает его тезисы о том, что в Сирии Россия попала в трясину", - гордо утверждает ведущий новостей Первого канала.
Слова подкрепляются кадрами брифингов представителей Госдепа и Белого дома - те не могут дать подробный комментарий, а переводчик усиливает впечатление - тянет фразы, заикается и делает паузы. Зритель видит - нелегко американцам, а что ради такого не сделаешь.
Замешательству в США были посвящены новости на Russia Today, в "Российской газете" и РИА Новости. Публике предлагают очередное подтверждение давнего тезиса: "Путин всех переиграл". Попутно готовятся запасные аэродромы - дальше Россия планирует действовать совместно со Штатами, но пусть Обама и паникует, это скорее друг, чем враг.
Без победных сюжетов об успехах российской авиации в Сирии российская пропаганда легко проживет. Вывод войск можно ставить на первые места в выпусках новостей еще несколько дней, постепенно подготавливая зрителя к новому центру внимания. В сентябре без особой подготовки передвигали на задворки Донбасс, и небо не упало.
О выводе войск из Сирии было публично объявлено 14 марта между восемью и девятью часами вечера. Привычной заглавной темы в восьмичасовых новостях на "России-2" уже не было, но без нее справились. Владимир Путин поговорил о правилах дорожного движения, Ангела Меркель проиграла выборы, в Анкаре взрыв, а на Украине смещают Яценюка. Российские новости живут во внешнем мире, и там всегда легко найти замену для Сирии.