Спецслужбы пытаются распутать сеть ИГ в Европе
Разведслужбы прилагают усилия, чтобы распутать сеть ИГИЛ в Европе
Вероятно, в Европе гуляют на свободе десятки ячеек наступательного характера и сотни джихадистов. Разведданные, полученные при расследовании терактов в Брюсселе, указывают, что существует разветвленная сеть террора, которую ИГИЛ формировало несколько лет.
Сотрудники европейских и ближневосточных разведслужб и контртеррористических ведомств говорят (некоторые - на условиях анонимности), что налицо динамичная, многогранная угроза, и правоохранительным органам трудно взять ее в тиски после того, как несколько месяцев назад руководство ИГИЛ направило крупные ресурсы на экспорт насилия в зарубежные страны, которые считает своими врагами.
Полиция все шире расставляет силки, но сеть ИГИЛ ускользает от погони и адаптируется к новой ситуации.
"Все равно что перетряхивать мешок, полный блох", - говорит Бернар Скарсини, бывший шеф французской разведки. В январе 2015 года в Вервье бельгийская полиция разоблачила ячейку террористов. Тем самым был сорван крупный теракт, несколько подозреваемых арестованы, но некоторые сбежали и перегруппировались, и этого оказалось достаточно, чтобы причинить ущерб.
Легкая и шустрая сеть ИГИЛ получает указания от "матрицы" - штаба в Сирии, который планирует атаки в остальном мире.
"За этой "матрицей" не стоит какой-то один организатор. Несколько групп, которым поручено планировать операции в Европе, работают, по-видимому, независимо друг от друга: каждая из них аффилирована с отдельными военными подразделениями ИГИЛ", - утверждает один из сотрудников некой разведслужбы с Ближнего Востока.
Неназванный британский правоохранитель отметил: в середине 2015 года западная разведка начала осознавать, что пропаганда ИГИЛ - не пустые слова, что ИГИЛ действительно бросило ресурсы на попытки нанести нам удар в Европе - или ударить по гражданам западных стран там, где удастся, в форме намного более масштабных атак, чем дотоле.
"Самое позднее с января 2015 года ИГИЛ начало спонсировать иностранные атакующие ячейки", - говорит Харлин Гамбхир (Institute for the Study of War). "У них три кампании идут одновременно: оборона территорий в Ираке и Сирии, атаки на государства региона, с тем чтобы посеять более широкий хаос, атаки на Запад с целью наказать его и поляризовать общество", - добавляет она.
Главное преимущество "Исламского государства" - количество потенциальных террористов, которых оно может привлечь для наращивания своего европейского потенциала.
Наибольшее беспокойство вызывают граждане стран ЕС, которые возвращаются из Сирии. По последим данным, их более 1,2 тысяч.
Настораживает, что ИГИЛ удается объединяться с уже существующими радикальными сетями в Европе. Так, в Бельгии ячейки из Моленбека, которые стояли за терактами в Париже и Брюсселе, были набраны, по-видимому, из лиц, которых хорошо знают в радикальной сети Sharia4Belgium.
Эксперты говорят: ключ к срыву действий ИГИЛ в Европе - в том, чтобы "просеять" огромное множество людей и вывести из строя тех, кто входит в самую глубинную и засекреченную вспомогательную содействия. Это, например, специалисты по изготовлению бомб, защищенной связи и логистике. Пока ИГИЛ удается оградить их от выявления.
Члены атакующих ячеек необязательно знакомы с человеком, который изготавливает для них бомбы, им необязательно встречаться: возможно, им просто поручают явиться в условленное место в условленный момент и забрать оружие.
Бельгийская сеть была лишь частью крупной организации, ее члены путешествовали по всей Европе. Сейчас, когда ИГИЛ теснят в Сирии и Ираке, кампания в Европе станет для этой группировки еще важнее.