Дело «черных риэлторов» - четвертый год идет суд над ОПГ, на счету которой 7 доказанных убийств с целью завладения имуществом (Видео)
30 марта в 13:00 в медиа-центре "ДНЕПР ПОСТ" состоялась пресс-конференция "Дело "черных риэлторов" - четвертый год идет суд над ОПГ, на счету которой 7 доказанных убийств с целью завладения имуществом".
В пресс-конференции приняли участие:
- председатель антикоррупционного правозащитного Совета Александр Снисарь;
- редактор интернет-издания "Закон один для всех" Всеволод Новохатько. Александр Снисарь:
Тема о "черных риэлторах", которые работают на территории Днепропетровска и Днепропетровской области, поднимается довольно часто. Почему нас заинтересовала именно эта тема и именно эта группа - потому что здесь, в отличие от многих похожих ситуаций, не только мошенничество, не только факты завладения недвижимостью, но и убийства, при том жесткие убийства - удушения при помощи полиэтиленового пакета, при помощи бытовых предметов, например, отверток. Убитых жертв закапывали, как животных в лесополосе. Жертв выбирали из неблагополучных слоев населения - алкоголиков, накроманов или из одиноких пенсионеров. То есть факты довольно вопиющие. В период с 2008 по 2011 годы в Днепропетровске и области (Днепродзержиснкий, Новомосковский район и т. д.) действовала организованная преступная группа "черных риэлторов". На данный момент есть доказанных 10 эпизодов, в том числе мошенничество, подделка документов и убийства. В 2013 году было утверждено обвинительное заключение больше чем на 320 страницах. Материалы были переданы в суд. Обвинялись Копитец В. В., Бондаренко Р. В., Сметана В. В., Швец В. А., Ежикова В. В., Явтушенко В. В, Гатауллина Ф. А. и Лакша А. Г.. У нас, конечно, действует презумпция невиновности - согласно Конституции Украины, пока вина не будет доказана судом в принципе человек считается невиновным. Мы придаем это дело огласке потому что хоть суда обвинительного еще и нет, но из упомянутых подозреваемых четверо признали свою вину полностью, двое частично, а еще двое отказываются признавать. Поэтому вероятность того, что обвинительный приговор вступит в силу - довольно велика.
Из 10 преступлений это:
- вымогательство имущества у потерпевшего Трущенко В. В.;
- завладение путем обмана имуществом и убийство при отягчающих обстоятельствах Русакова С. В.
- подделка и использование поддельных документов, разбойное нападение и убийство при отягчающих обстоятельствах Шкаленко В. Г.;
- завладение чужим имуществом и убийство при отягчающих обстоятельствах Чобур С. П. и неустановленного мужчины по имени Вячеслав.
- подделка и использование поддельных документов, незаконное лишение свободы и убийство при отягчающих обстоятельствах Савченко А. И.;
- завладение путем обмана имуществом и убийство при отягчающих обстоятельствах Бочарова В. М.
- подделка и использование поддельных документов и завладение путем обмана имуществом Иванова Е. П.;
- убийство по заказу неустановленного лица;
- подделка и использование поддельных документов, разбойное нападение и убийство при отягчающих обстоятельствах Соколова Ю. В.;
- завладение чужим имуществом и убийство при отягчающих обстоятельствах Коваленко А. Л..
На сегодняшний день уже 4 года длится досудебное и судебное разбирательство. Изначально материалы были переданы в суд АНД района, но ввиду существенного давления на судей со стороны псевдообщественников, которые почему-то выгораживают преступников, судьи брали самоотвод. Все судьи районного суда АНД района брали самоотвод. На данный момент материалы переданы в Индустриальный суд, но, опять же, на судей оказывается давление. Я так понимаю, что это делается для того чтобы был приведен в действие так называемый закон Савченко и статья перебилась бы на более низкую, засчитался бы срок их пребывания в СИЗО как год за два. То есть в теории они могут выйти из зала суда.
Почему организованная преступная группа. У них был организатор - на то время действующий адвокат Копитец. Он осуществлял общее руководство и координировал действия группы. Роли других участников ОПГ тоже были расписаны. Ныне покойный Сухой отвечал за исполнение конкретных тяжких и особо тяжких преступлений - не везде он выступал убийцей, но это направление курировал именно он. Ежиков - специалист в области недвижимости. Он занимался продажей квартир, которые забирали разными способами. Бондаренко, Швец, Явтушенко и Сметана выполняли функции связанные с поиском информации о потерпевших и искали объекты недвижимости, которые впоследствии забирались преступным способом. Кроме того, Бондаренко, Швец и Сметана иногда участвовали и в убийствах.
Всеволод Новохатько:
Нашей издание и движение "Закон один для всех" включилось в рассмотрение этого судебного процесса еще на той стадии, когда он находился в суде АНД района. К сожалению, мы действительно столкнулись с тем, что некие люди, которые выдают себя за правозащитное общественное движение приходили на суд для создания картинки, которая должна была бы у судей вызвать сочувствие к ОПГ, на счету которой из доказанных до 10 убийств. Но, стоит отметить, что это один из немногих случаев, когда в суде Индустриального района не возникало никаких претензий - ни к стороне суда, ни к обвинению. Действительно, люди выполняют свою работу квалифицированно. Я считаю, что следствием проделана колоссальная работа. Группа действовала около 3 лет и затем, менее чем за год, более 20 уголовных дел были обобщены в одно производство. В апреле пойдет уже 5 годовщина с тех пор как все подозреваемые были ознакомлены с обвинительным актом. Никто из общественных организаций, вставших на защиту подозреваемых, не хочет учитывать то, что в деле есть родственники 9 убитых людей. Никто не хочет учесть, какую моральную травму они получили. Очень многие стороны не заинтересованы в успешном завершении этого судебного дела. В том числе, незаинтересованными будут люди, купившие эти квартиры, которые стали жертвами обстоятельств. Их никто не обвиняет. Но при вынесении приговора судом с признанием вины этой группы из 8 человек, родственники погибших через суд могут вернуть квартиры, которые у них отняли незаконным путем. А суд АНД района не устоял под этим натиском. У этой ОПГ на сегодня еще есть достаточно денег, чтобы нанимать себе адвокатов. 4 обвиняемых на заседаниях находятся в клетке, а остальные приходят и свободно перемещаются по залу. Таким образом на заседаниях присутствуют около 10-15 человек, которые оказывают давление на суд. То же самое происходило в суде АНД района, поэтому производство было передано в Индустриальный суд. Я считаю, что сейчас самое главное не мешать ни суду, ни стороне обвинения, чтобы наконец довести это дело до приговора. 4 года - достаточно большой срок. Это показатель, в том числе, и несовершенства нашей системы. Я считаю, что для правоохранителей и суда - дело чести показать, что они действительно находятся на стадии реформирования и готовы даже такие дела доводить до логического завершения.