Новая коалиция может быть сформирована за счет депутатов-перебежчиков
В связи с тем, что фракция "Батькивщины" в парламенте отказалась формировать новую коалицию, если не будут приняты их условия, "Народный фронт" и "Блок Петра Порошенко" решили увеличить свои фракции за счет привлечения внефракционных депутатов, поскольку обеим политическим силам не хватало голосов, чтобы объявить о создании коалиции.
Впрочем, у многих народных избранников это вызвало возмущение - мол, это очень напоминает 2010 год, когда с разрешения Конституционного Суда Виктор Янукович сформировал коалицию благодаря вхождению в нее отдельных депутатов, а не только представителей фракций. Тогда в оппозиции этих депутатов стали называть "тушками".
Итак, ситуация в парламенте сейчас такая, что когда несогласные с политикой фракции народные избранники оставляют ее ряды, их сразу лишают мандатов, но в то же время принимают к нее выходцев из другой - фактически перебежчиков. Так произошло, например, в случае Ирины Сусловой, депутата партии "Воля", которая получила депутатский мандат по списку "Самопомощи". Ее исключили из фракции после голосования за назначение Виктора Шокина генеральным прокурором. 30 марта этого года депутат вошла в состав фракции "Блока Петра Порошенко".
Впрочем, сама Суслова обвинения в "тушковании" опровергает - мол, она полтора года была внефракционной. Поэтому это отличает ее от "тушек" эпохи Януковича, которые переходили из фракции во фракцию, чтобы конвертировать свой мандат в финансовый ресурс, объясняет она.
Свой шаг депутат называет тяжелым, ведь это, по ее словам, может иметь для нее определенные имиджевые потери. "Однако в обстоятельствах, в которых оказалась страна, каждый депутат должен понять, что ему важнее - политические амбиции и манипуляции, чтобы провести выборы и получить больше штыков в парламенте, или то, что на самом деле произойдет со страной", - объясняет Суслова. По ее мнению, политики, которые действительно хотят изменений, должны формировать правительство и начинать работать.
Ныне внефракционный депутат Юрий Деревянко тоже является членом партии "Воля". И так же, как и Суслова, он попал в Верховную Раду по списку "Самопомощи". Впрочем, в ряды "Блока Петра Порошенко" он входить не спешит. На днях Деревянко заявил журналистам, что в администрации президента интересовались, можно ли чем-то помочь нардепу на его избирательном округе. Этот разговор, по словам Деревянко, проходил в контексте обсуждения поддержки коалиции и премьерской кандидатуры Владимира Гройсмана.
На вопрос, считает он это попыткой подкупа, Деревянко ответил, что остановил разговор в самом начале, поэтому он не может говорить "да" со стопроцентной уверенностью. "Я не исключаю, что это была попытка подкупа, - рассказывает народный депутат. - Трудно воспринять это иначе в то время, когда срочно пытаются сколотить коалицию, а до этого никогда с предложениями помочь в округе не подходили".
По словам Деревянко, переход нардепов во властные фракции сейчас имеет мало общего с идеологическими убеждениями. "Когда возникла проблема в отсутствии 226 депутатов в коалиции, вдруг все вспомнили, что неплохо было бы всех внефракционных депутатов позагонять, убедить или купить", - рассказывает политик. По его мнению, этот процесс имеет целью сохранить обанкротившихся политиков у власти и очень напоминает то, что происходило во времена Януковича.
Исполнительный директор Центра общественных отношений Евгений Магда уверен - за неимением устоявшихся правил игры в украинской политике дать однозначную юридическую оценку ситуации, крайне трудно. Например, о процессе формирования коалиции есть, как минимум, два решения Конституционного Суда, которые фактически исключают друг друга. "Проблема политиков в том, что они используют то решение, которое подходит под их интересы на данный момент времени и пространства", - уверен Магда.
Доцент кафедры политологии Национального университета "Киево-Могилянская академия" Максим Яковлев в то же время не видит формального нарушения закона ни в процедуре лишения депутатских полномочий, ни с депутатами-перебежчиками. "Западная практика такова - если Конституция гарантирует, а ординарного закона еще нет, то применяют Конституцию", - объясняет он. Формального механизма противодействия "тушкованию", по словам политолога, также нет.
По мнению Яковлева, эти процессы в украинском парламенте, тем не менее, являются негативными. Исключение нелояльных людей и отбор тех, кто подстраивается под партийного лидера, только усиливает авторитарные тенденции в партиях, которые за всю историю независимой Украины так и не смогли превратиться в свои западные идеологические аналоги. А перевыборы во время политических кризисов являются нормальной мировой демократической практикой. "Подавать "тушкование" как способ спасти страну - это издевательство", - возмущается политолог.
Ожидать же от общественности или Запада бурной реакции на это не стоит, объясняет Магда. Американские и европейские политики, по его словам, заинтересованы в разблокировании работы Верховной Рады и всей системы власти. Это же касается и украинского гражданского общества. "Если коалиция будет создана, и она будет принимать полезные решения, к вопросу чистоты процедуры никто не вернется", - уверяет эксперт.
По словам Деревянко, вопрос создания новой коалиции уже почти решен - для получения простого большинства оставалось убедить только четырех нардепов. Этому, скорее всего, не помешает даже оффшорный скандал, который затронул украинского президента. "По моему мнению, придется просто заплатить больше денег или пойти на большие уступки, чтобы победить этот скандал", - говорит народный депутат.