Гривна растет а транша нет, парадокс - эксперт
Опустившись ниже 26 грн/долл, последние месяцы украинская валюта демонстрирует рост. Не смотря на это, фундаментальных факторов, которые позволили бы говорить о системном укреплении гривны, на мой взгляд, нет. Про это написал директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, информирует еizvestia.com.
Последние месяцы украинская валюта демонстрирует рост, опустившись ниже 26 грн/долл. Тем не менее, фундаментальных факторов, которые позволили бы говорить о системном укреплении гривни, на мой взгляд, нет.
Девальвационные риски достаточно высоки. И главной причиной является политический кризис, перипетии вокруг формирования коалиции и нового правительства. В таких условиях инвестор вряд ли решит выйти на украинский рынок, а за этим стоят такие показатели как приток иностранных инвестиций, пополнение резервов и, наконец, укрепление национальной валюты.
Политический кризис может также привести к ухудшению жизнедеятельности институтов власти в целом. Разного рода социальные или экономические неурядицы могут обернуться паническими настроениями и, соответственно, ослаблением гривни. Так что властям лучшее побыстрее определиться со своими намерениями.
Последнее время в Украине сложилась достаточно парадоксальная ситуация: мы уже почти полгода живем без средств МВФ (соответственно, средства других международных финансовых институций также ограничены), а национальная валюта демонстрирует тенденцию к укреплению. Однако пока нельзя сказать, что украинская экономика отрывается от дна. Не удивлюсь, если через одну-две недели укрепление, которое мы видим сегодня, обернется незначительным ослаблением. Думаю, ближайшие месяцы мы и дальше будем наблюдать подобные не очень понятные колебания на уровне 30-50 коп. Это, скорее, ситуативные реакции на те или иные события в политике и экономике.
Нам нужны средства МВФ. Немало стран, институций и предприятий смотрят на то, как страна взаимодействует с Фондом, в частности, как выполняется программа сотрудничества. Просто так отказаться от средств МВФ мы не можем, поскольку это будет означать, что Украина - слабая страна. Кроме того, сейчас нас меньше беспокоит вопрос выплаты долгов, но осенью ситуация изменится.
Прекращать сотрудничество можно только в том случае, если экономика начнет восстанавливаться. Тогда правительство вместе с Фондом должно сделать соответствующее заявление. В подобном случае приток капитала в Украину может даже ускориться, поскольку станет очевидно, что у страны есть ресурсы для развития. Самостоятельно выходить из договоренностей с МВФ - ложный путь, который воспримется как слабость страны.