Как избежать профессионального выгорания - советы от разработчика, проработавшего в отрасли 35 лет
Разработчик Эндрю Вульф, работающий в отрасли с 1981 года, опубликовал в своем блоге заметку о том, как ему удается сохранять привязанность к своей профессии и избегать профессионального выгорания. Редакция публикует адаптированный перевод материала.
«После прочтения нескольких материалов о том, как разработчики борются с профессиональным выгоранием, я задумался о том, почему даже проработав программистом 35 лет я до сих пор хочу писать код и заниматься разработкой», - пишет Эндрю Вульф. Чтобы понять, что помогает разработчику избегать профессионального выгорания, Вульф сравнил свой опыт работы в различных компаниях - в тех, в которых ему нравилось работать, и в тех, где работа ему быстро переставала приносить удовольствие.
За свою 35-летнюю карьеру разработчик успел поработать в компании, которая занималась созданием ПО для оборонных предприятий, в двух консалтинговых фирмах, в Apple, в компании, занимавшейся разработкой email-сервиса, в области здравоохранения, игровой студии, в строительной отрасли и трэвел-сегменте, а также запустил два стартапа.
При этом, пишет Вульф, он никогда не работал в компаниях из одной и той же отрасли - даже две консалтинговые фирмы, в которых он занимался разработкой ПО, представляли две разные сферы. Единственное исключение - запущенные автором материала стартапы. Оба раза команда занималась разработкой приложений для OS X. Первый из проектов вынужден был закрыться через пять лет после запуска из-за нехватки средств для конкуренции с ИТ-гигантами, а второй - после того, как издатель решил изменить фокус своего бизнеса и отказался от сотрудничества с разработчиками.
Оба стартапа Вульф запустил в начале своей карьеры. Помимо разработки на него легла масса обязанностей по управлению бизнесом - общение с прессой, забота о стратегии компании, встречи с акционерами и так далее. «Я решил больше никогда не заниматься и разработкой, и бизнесом одновременно - и с тех пор работал только на других людей».
Вульф собрал семь основных принципов работы, которых он придерживается, чтобы избегать профессионального выгорания.
1. Не работать сверхурочно
По словам Вульфа, он никогда не работает сверхурочно, если только не возникает ситуация, когда время окончания проекта неожиданно переносят. «Некоторые работодатели (особенно этим славятся консалтинговые фирмы) настаивают на том, что вы должны работать постоянно - и никого не волнует, что вы можете "выгореть", - пишет Вульф. - Но вы не обязаны продолжать работать в такой компании. Внеурочная работа подрывает вашу любовь к программированию - делает так, что вам больше не хочется этим заниматься».
2. Найти место, где вы сможете работать так, как вам нравится
Идея состоит в том, чтобы еще до начала работы в компании определить, понравится ли разработчику там работать - или найти способ уйти из проекта как можно быстрее, не оставив команду в беде.
«Мне нравится работать в командах, где руководство не контролирует все, что я делаю, и где я мог бы принести максимальное количество пользы, подключив все свои способности. Проблема заключается в том, что определить, понравится ли вам команда, еще до начала работы довольно сложно. Но помните - жизнь слишком коротка, чтобы носить обувь, которая вам не подходит. Мало того, что она не будет вам нравиться, выгоды вы тоже не получите», - объясняет Вульф.
3. Не стоит работать в одной и той же отрасли на протяжении всей карьеры
«Хуже всего, когда вы работаете в одной и той же компании на протяжении многих лет. Я знаю множество людей, которые работают в одной организации по 25-30 лет - просто потому, что боятся покинуть собственную зону комфорта», - рассказывает разработчик. В таких случаях, полагает он, работник "прирастает" к своему месту и даже не задумывается о том, что в какой-то другой компании ему могут предложить лучшие условия.
4. Иногда стоит остановиться и сделать что-то, что вам на самом деле хочется
По словам Вульфа, несколько раз за время своей карьеры он отказывался от оплачиваемой работы или брал длительный отпуск и занимался собственными проектами, которые не приносили ему никаких средств. Через некоторое время после закрытия своего второго стартапа автор заметки разработал большую трейдинговую систему. «Я сделал это потому, что мне было интересно побольше об этом узнал. Никаких денег на этой системе я не заработал», - уточняет он.
Два года Вульф проработал на игровую компанию, исправляя ошибки и баги в ММО-тайтле и занимаясь его улучшением, в который он сам играл на протяжении 10 лет. «Мне практически ничего не заплатили, так как у компании было очень мало денег. Кроме того, это была самая сложная работа, которой я когда-либо занимался. Но нужно было решить столько различных вопросов, которыми я никогда прежде не занимался, что я чувствовал себя словно ребенок в магазине сладостей. К сожалению, через два года мне пришлось покинуть студию - мне требовался реальный доход».
5. Не бойтесь уходить из компании (если вы не являетесь ее владельцем или держателем большого количества акций)
«Вы простой наемный работник, который обязан делать столько, сколько требуется от сотрудника, работающего 40 часов в неделю за свою зарплату. Вы не раб и ничего больше не должны компании. Если вас не устраивает ваше руководство или коллеги, если на работе вы не занимаетесь тем, что вам интересно, если вам нужен вызов - не бойтесь поменять рабочее место», - призывает Вульф.
Автор материала также рекомендует разработчикам всегда оставаться открытыми к общению с рекрутерами, даже если их полностью утраивает их текущее рабочее место. «Никогда не знаешь, какое классное предложение можно упустить».
6. Запуск собственной компании - отличный способ узнать, как думает руководитель бизнеса
Как отмечает Вульф, запуск своего стартапа - хороший способ почувствовать себя на месте своего работодателя и узнать больше об аспектах ведения бизнеса, которым не научиться, будучи наемным разработчиком. «Я запустил две компании, и в сумме проработал над ними более девяти лет. Это опыт, который я бы ни на что не променял».
7. Не нужно бояться изменений в отрасли
Автор заметки призывает разработчиков идти в ногу с изменениями в отрасли - или, по крайней мере, периодически изучать что-то новое. «Новые идеи, языки, фреймворки, платформы - вы никогда не угадаете, какие именно навыки помогут вам получить лучшую работу. Если вы не будете изучать ничего нового, то не только возненавидите свою собственную работу, но и никогда не сможете получить другую», - говорит Вульф.