"Игра престолов" и другие: почему мы смотрим сериалы
24 апреля состоялась премьера шестого сезона "Игры престолов". Хороший повод поговорить о сериалах. В чем секрет их популярности? Почему они стали своеобразным наркотиком?
"Игра престолов", "Во все тяжкие", "Ходячие мертвецы", "Карточный домик", "Родина", "Шерлок" - список можно продолжать бесконечно. Очередной эпизод каждого из этих сериалов собирает у экранов многомиллионную аудиторию, на час, а то и более, полностью захватывает внимание зрителей, и по завершении уже невозможно дождаться получения следующей "дозы". Явление, распространившееся в последние годы в особенности среди молодежи во многих странах, предпочитающей смотреть любимые сериалы в интернете, специалисты уже окрестили "запойным просмотром".
Игра в высшей лиге
Популярность драматических сериалов во многом связана с изменением подхода к их производству, считает социолог Иль-Чунг Лим, научный сотрудник Гиссенского университета, на протяжении нескольких лет занимавшийся изучением этого феномена. Из второсортного развлечения сериалы превратились в первоклассный продукт, рассчитанный на образованного, думающего зрителя.
Сцена из сериалао Шерлоке Холмсе
Качество картинки и декораций, масштабность в выборе мест для съемок - по этим показателям многосерийные художественные фильмы тоже вполне могут соперничать с полнометражным кино. Недаром именитые актеры и режиссеры охотно принимают участие в телевизионных проектах, не боясь потерять свой звездный статус. Над созданием и разработкой сюжета работают целые команды сценаристов. Для них формат привлекателен тем, что предоставляет куда больше пространства для развития отдельных персонажей и всей истории в целом.
Бюджеты качественных американских и британских сериалов сопоставимы по своим масштабам с бюджетами голливудских блокбастеров. Так, на производство одного эпизода "Игры престолов", драматического фэнтези-сериала по мотивам цикла романов "Песнь льда и огня" писателя Джорджа Мартина, телекомпания HBO тратит от 5 до 10 миллионов долларов, а целый сезон обходится в более 60 миллионов. Инвестиции себя оправдывают: только в США каждую серию последнего сезона "Игры престолов" посмотрели почти 20 миллионов человек.
Герои нашего времени - совсем не герои
Школьный учитель химии, занимающийся изготовлением наркотиков, или следователь, по совместительству являющийся серийным убийцей, - все чаще в сериалах рассказывают истории противоречивых, отнюдь не героических персонажей. Все дело в том, уверен Иль-Чунг Лим, что в современном обществе постепенно стираются границы между хорошим и плохим.
Главный герой сериала "Во все тяжкие" - школьный учитель химии, вынужденный заняться изготовлением наркотиков, чтобы обеспечить будущее своей семьи
Прошли времена холодной войны, когда мир был черно-белым. С началом борьбы против терроризма появился, было, новый образ врага, однако стабильным назвать его очень сложно, особенно если вспомнить Гуантанамо и Абу-Грейб. "Что такое хорошо и плохо с моральной точки зрения, что является политически правильным и неправильным, легальным и нелегальным юридически, - все сложнее найти однозначные ответы на эти вопросы", - говорит социолог из Гиссена.
Следя за персонажем на протяжении нескольких сезонов, мы начинаем лучше понимать мотивы его поступков. Кроме того не стоит забывать, что все мы в реальной жизни тоже частенько бываем неидеальными, и потому нам гораздо проще сопереживать "плохишам".
Хорошо забытое старое
Традиция многосерийного повествования зародилась еще в первой половине 19-го века, когда во Франции большим успехом у читателей начали пользоваться романы-фельетоны. Газеты в каждом своем выпуске печатали отрывок истории, заканчивавшийся на самом интересном месте. Заинтригованным читателям не оставалось ничего другого, кроме как покупать следующий номер издания, коротая ожидание за обсуждением уже прочитанного.