"Градус кипения в Херсоне высок, но еще не достаточен для народного восстания"
В Херсонской области продолжается рост недовольства местного населения действиями украинских националистических и исламистских батальонов. В последние дни здесь произошли события, лишь по счастливой случайности не обернувшиеся трагедией, и не сповоцировавшие народный бунт против правящего украинского режима. Об этом "ПолитНавигатору" рассказал крымский общественник Геннадий Сивак, который, как уроженец Геническа, продолжает держать тесную связь со своей малой Родиной.
"ПолитНавигатор": Экс-депутат Верховной Рады Алексей Журавко регулярно публикует сведения о том, что на границу с Крымом прибывают иностранные участники националистических батальонов, стягивается военная техника. Это действительно так? Геннадий Сивак: Иностранцы там давно, на Арабатской стрелке, в пансионате уже около двух месяцев находятся лица в камуфляже, их примерно 20 человек, они разговаривают на английском. Есть предположение, что это иностранные инструкторы. База закрытая, и информация попала случайно. Пансионат задолжал за воду, и приезжали узнать, в чем причина, и этих людей заметили. Если бы не этот случай, никто бы не знал об их существовании. Также доподлинно известно, что на границе с Крымом находятся так называемые «Серые волки» - это подразделения из Турции.
Еще на Арабатской стрелке размещена установка С-300. Пару недель назад ее поставили. Это - очень плохой знак. Дело в том, что многие компании западные начинают постепенно разрешать полеты над Крымом. Эта установка туда приехала неизвестно для чего - надо на нее обратить серьезное внимание, чтобы нас не ждал какой-то новый сбитый «Боинг». Она стоит практически на границе. Потом будет очень трудно говорить, кто пульнул из этого С-300.
В последнее время в Геническом районе произошли происшествия - террористические акты. Там была взорвана машина. Эквивалент составлял примерно шесть килограммов тротила. Погиб человек, четверо получили ранения. Буквально спустя пару дней, ночью, из гранатомета был обстрелян магазин, который находится на входе в Центральный рынок Геническа.
Пару дней назад была обнаружена машина с харьковскими номерами, а в ней, по официальной информации, около 10 килограммов пластида, но у меня информация из источника - он утверждает, что было 15 килограммов. Террористы, которые оставили автомобиль - там был таймер, допустили ошибку в подключении проводов, и машина не взорвалась.
В мечеть, которая находится в Новоалексеевке, средь бела дня несколько раз разгружались ящики. Они были зеленого цвета и похожи на военные. Об этом неоднократно сообщалось, но никто не приехал и не проверил эти ящики.
У меня есть информация про взрыв, который был в Новоалексеевке - там изъяли записи с окрестных магазинов. В вечернее время тот автомобиль, который был взорван, перед тем, как его отогнали, останавливался возле мечети, простоял там 10 минут и после поехал на то место, где был взорван. Это рядом, 500 метров буквально.
"ПолитНавигатор": Какое соотношение крымских татар и турецких боевиков в "Аскерах"? Геннадий Сивак: Единственный способ, по которому местное население их может отличить, - это знание русского языка. Вот тех, кто знает русский язык - их относят, грубо скажем, к татарам. Тех, кто не знает - к туркам. Каково там их соотношение, - неизвестно. Общее количество могу назвать - на прошлой неделе батальон «Аскер» насчитывал около 400 человек. Они базируются в общежитии 17-го училища в Геническе, а руководство их живет в гостиницах «Орхидея» и «Нариман».
"ПолитНавигатор": Действительно ли местное население раздражено действиями украинских националистов и "аскеров"? В чем конкретно это проявляется? Геннадий Сивак: Недавно состоялся митинг, на нем присутствовало около двухсот человек и было собрано 180 подписей, что люди устали от терроризма так называемых батальонов. В районе Чонгара они устраивают стрельбища, стреляют из автоматов на территории, не приспособленной для этого. Пули свистят на огородах у людей, могут их убить. Люди боятся выходить из дома.
Актуальность блокпостов на границе с Крымом потеряна - туда сейчас никто не ездит с товарами, а им надо как-то укрепиться и обозначить свою значимость в регионе. Уже на въезде в Геническ они установили блокпосты, но какие полномочия у них останавливать автомобили, проверять их?
На самом деле, есть еще объездные дороги, по которым можно заехать в Геническ. Например, рядом через село Ярошкив, через старый аэродром. Десятка два дорог, они их все не перекроют.
"ПолитНавигатор": Как херсонцы относятся к слухам по поводу передачи части области под меджлисовскую автономию? Геннадий Сивак: Херсонцы относятся негативно и считают, что последние события с этими взрывами, обстрелами, спровоцированы на то, чтобы херсонцы объединились и дали отпор. Они считают, что именно на этом объединении и отпоре будут предприняты попытки зачистки. Наиболее активных людей сразу пересадят, или они вообще пропадут без вести. Грубо говоря, херсонцев вызывают на дуэль для того, чтобы вычислить наиболее сплоченных граждан. Люди еще не определились, каким образом будут противостоять этому, но, очевидно, что их к этому вынуждают.
"ПолитНавигатор": Правдивы ли утверждения о том, что блокада Крыма нанесла удар по Херсонской области в плане экономики? Что говорят простые люди? Геннадий Сивак: Это стопроцентная правда. Эти опоры ЛЭП, которые были уничтожены, например. Так сложилась инфраструктура, что подача света происходила из Крыма в прилегающие районы Херсонской области. А Херсонская область аграрная, люди там занимаются сельским хозяйством. Из-за подрыва ЛЭП и прекращения подачи электроэнергии выведены из строя около 50 насосов, которые качали воду. Иными словами, земля осталась без полива, и теряет свою стоимость. Херсонцы считают, что это было все неспроста, а их хотят обанкротить, чтобы они за бесценок начали продавать свою территорию, и в ближайшее время они ожидают, что произойдет смена собственника. Также и Геническ, и Арабатская стрелка думают. Эти акты, похоже, сорвут курортный сезон. Пансионаты, лагеря, базы отдыха тоже теряют цену. Люди считают, что таким образом подготавливается инфраструктура для турков. Об этом уже неоднократно заявлял и Чубаров и Джемилев, что турки помогут профинансировать строительство и школ, и мечетей, и вообще инфраструктуры. Но под нее нужна соответствующая цена.
"ПолитНавигатор": Почему в Херсоне люди не выходят на акции протеста? Складывается такое впечатление, что соседний с Крымом регион очень пассивен и лоялен бандеровцам - можно посмотреть СМИ и репортажи об открытии всяких памятников АТО и тп. Геннадий Сивак: Но там будут конфликты и с батальоном «Херсон», «Азов», и этими аскеровцами. Пока они еще ничего не "отжали", но пробовали отобрать пансионат на Арабатской стрелке. Как только они что-то "отожмут", у того же батальона «Азов» сразу потекут слюни. А хозяева там - это лица славянской национальности. Я не исключаю, что они могут в тот же «Азов» обратиться за помощью. На этом фоне могут возникнуть конфликты уже среди боевиков. В ближайшее время в Херсонской области никакого спокойствия не будет.
Тут больше работает славянский менталитет, «моя хата с краю, ничего не знаю». Но есть точка невозврата, градус кипения. На сегодняшний момент этот градус высок, но еще не настолько, чтобы люди объединились и пошли. Но достаточно какой-то спички. Та же машина с 15-ю килограммами пластида - она стояла возле школы. Если бы она взорвалась, и пострадали дети, тогда, возможно, полыхнуло бы народное восстание.
"ПолитНавигатор": Ездят ли херсонцы в Крым, как оценивают ситуацию на полуострове, сравнивают ли с положением дел на Украине? Геннадий Сивак: Херсонцы в Крым ездили и ездят. Вот, у меня сейчас гостят херсонцы. Они завидуют нам, что мы живем в мире, сожалеют о том, что были нарушены экономические связи с Крымом, а они как раз были под Крым заточены. В принципе, что делать, - никто не знает, а нам давать им какие-то советы не сильно корректно. Мы под охраной Российской Федерации, а они там - сами и безоружные.
"ПолитНавигатор": В Геническе был навигационный объект Черноморского флота. Что сейчас с ним? Геннадий Сивак: Сейчас там находится украинская воинская часть. Мне трудно говорить о юрисдикции, но я сам был участником нескольких митингов, когда его еще при Украине хотели захватывать, мы там держали оборону и не позволяли этого сделать. Сегодня часть перерыта, там окопы и находятся солдаты ВСУ.