Вандализм как способ существования: зачем воруют кабель?
Прошедший год для крупнейшего украинского оператора стационарной телефонной связи компании "Укртелеком прошел под знаком меди. Медь фигурировала в целом ряде материалов компании, но, к сожалению, большая часть из них говорила далеко не о победах или прибыли. Ведь именно медь стала камнем преткновения между оператором и его собственными абонентами.
Не секрет, что именно "Укртелеком предоставляет услуги связи в самых отдаленных уголках Украины. Сложно представить себе дом без телефона, особенно в тех поселках и городках, где качественная мобильная связь до сих пор остается легендой. Вот только люди почему-то отказываются понимать ценность этой услуги, предпочитая видеть в активах оператора лишь возможность личной наживы. Так, в 2015 году количество краж меди выросло в 2,5 раза и достигло 15 с лишним тысяч случаев. Масштабы краж варьируют от банальной пары метров до почти километра. В целом у "Укртелекома украли более 1609 км кабеля. Для примера - это как съездить из Киева в Одессу и обратно.
Сложно подсчитать, какие убытки понесла компания. Ведь проблема не только в том, какое количество кабеля пришлось менять, и сколько специалистов было задействовано в ремонте. Основная проблема заключалась в том, что без связи оставались целые поселки, районы и даже города. И не всегда эту проблему удавалось решить оперативно.
Горящая проблема
Директор "Укртелекома Юрий Курмаз отмечает, что подобные случаи очень волнуют руководство компании:
- Первый вопрос, который у меня возникает, когда я узнаю о кражах - не "К каким потерям это приводит?". Первый вопрос, который я задаю - это "Сколько абонентов осталось без связи?". Убытки мы подсчитываем потом. Так вот, у нас бывают ситуации, когда до 100 тысяч абонентов оказываются вообще отключены от сети "Укртелекома". А иногда и больше, чем 100 тысяч. И первая наша реакция - не оптоволоконным кабелем заменить украденный фрагмент. Ведь вы сами понимаете, что технически это невозможно. Ну, не спаивается медь с волокном. Потому мы делаем медные вставки, чтобы как можно оперативнее восстановить доступ наших абонентов и к голосовой телефонии, и к интернету.
Директор департамента по связям с общественностью и внешним коммуникациям компании "Укртелеком Михаил Шуранов отмечает, что убытки компании складываются из нескольких компонентов:
- Первая часть - это стоимость работ по замене кабеля и стоимость нового кабеля, которая в среднем в 2,5 раза выше стоимости меди, которую люди получают, сдавая кабель в металлолом. Но также есть и неполученный доход, который мы теряем, не предоставляя абонентам наши услуги свыше определенного периода. Тут речь идет о миллионах гривен. И, естественно, репутационные потери.
Куда бежать - непонятно
Основная проблема компании даже не в увеличивающемся количестве краж, а в том, что фактически наказать похитителей нереально. Несмотря на реформу правоохранительных органов, до сих пор остаются проблемы, решить которые полиция оказывается просто не в состоянии.
Очень показательным фактом стало последнее крупнейшее хищение кабеля "Укртелекома в Днепропетровской области. Три трактора и пять воров в поте лица трудились над изъятием практически 2,5 км медного кабеля (двух отрывков по 1,2 км) оценочной стоимостью в почти 400 тыс. грн. Казалось, что на сей раз компании повезло: воров удалось поймать "на горячем.
Вот только спустя буквально несколько часов часть злоумышленников просто отпустили без предъявления обвинения в совершенном преступлении, а в целом ситуацию сочли "незначительной кражей.
"Нам непонятны действия полиции и прокуратуры, отпустивших злоумышленников без предъявления подозрения в совершенном преступлении. Факты говорят сами за себя - 5 человек и три трактора были задержаны на месте совершения кражи. Странно, что полиция и прокуратура квалифицировали преступление по части 1 ст. 185 УК Украины ("незначительная кража"), вместо части 5 - "кража, совершенная в особо крупных размерах или организованной группой". "Укртелеком" намерен отстаивать свои законные права и добиваться справедливости", - отмечают представители "Укртелекома.
Кабель, кстати, остался незадействованным. Поскольку он проходил по статье "вещественное доказательство, зарыть его обратно в землю компании не дали. А ремонтировать разрытый вандалами участок все равно пришлось.
Что делать - тоже неясно
И действительно, если смотреть на статистику обращения компании к правоохранительным органам, ситуация неутешительна. Исходя из 14,6 тыс. обращений компании, за 2015 год задержано всего 1116 лиц, а количество дел, дошедших до суда и вовсе немногим больше 650. Почему так происходит, не понимает никто.
В компании отмечают, что, несмотря на всю бессмысленность подобных действий, обращаться в правоохранительные органы не перестают. За первый квартал 2016 года "Укртелекомом было зафиксировано более 4,2 тысяч случаев кражи кабеля по всей Украине. Все эти случаи получили соответствующую огласку, но до суда дошли лишь 212 из них.
Круглосуточная охрана сетей силами самого оператора практически невозможна. В Украине более 1 млн км медного кабеля, принадлежащего "Укртелекому. Запертые на замки крышки коммуникационных колодцев не помогают: их попросту разбивают кувалдами. Кабели цепляют к машинам, их вырывают тракторами, в колодцах и домах - вырезают вручную. Посадить преступников или окончательно закрыть пункты незаконного металлоприема не удается из-за различных процессуальных нюансов: то свидетелей не хватает, то еще чего-то. Так что ворам в лучшем случае грозит домашний арест и условный штраф в несколько сотен гривен даже за миллионные убытки оператора.
- Мы считаем, что бороться с этой проблемой нужно системно. Проблема заключается не только в ворах, но и в тех, кто принимает украденный кабель. Пункты приема цветных металлов не до конца регулируются на законодательном уровне. Нужны новые законодательные инициативы и решение в правовом поле (помимо работы в "полях"). Необходимо поставить дополнительный барьер для защиты владельцев телекоммуникационных сетей. Например, в Британии право на сдачу резаных телефонных кабелей имеют только операторы связи, то есть те, кто ими владеет.