Война в Йемене: proxy war между Ираном и Саудовской Аравией
Одна из самых "горячих" точек мира сейчас - это Йемен. Там война между шиитами и суннитами, в которую вмешались региональные лидеры. Аналитик-международник Илия Куса рассказываем о двойных стандартах Запада, провальной и в то же время кровавой интервенции Саудовской Аравии, а также о финальном штурме мятежников, на который они вряд ли решатся. Это спецпроект Фактов ICTV о мировых межнациональных конфликтах. Илия Куса.
Региональное, а не религиозное противостояние
Основной конфликт в Йемене происходит вокруг противостояния между двумя религиозно-политическими группами - шиитами (горное племя хуситов) и суннитами. Я определяю этот конфликт как религиозно-политический. Происходит он на региональном уровне как борьба за лидерство и влияние между Ираном и Саудовской Аравией.
Йемен считается одной из беднейших арабских стран, поэтому на волне "Арабской весны", в 2011 году, начались протесты с требованием реформ и отставки правительства. Кроме того, сохранялся высокий уровень безработицы среди молодежи, которая и стала катализатором революционных событий. В результате массовых антиправительственных выступлений, тогдашний президент Али Абдалла Салех сложил с себя полномочия и уехал за границу.
А вот активные боевые действия начались чуть позже. Дело в том, что "пост революционное" правительство в Йемене так и не смогло принести необходимые реформы в стране. В большинстве своем, оно состояло из функционеров старого режима. Возглавил его давний соратник Салеха - Абд Раббо Мансур Хади. Несмотря на то, что это правительство подавали под соусом "жить по-новому", оно не отвечало требованиям общества.
Социально-политическая ситуация в Йемене только обострилась. Несколько мирных инициатив, направленных на единение и мир в стране, провалились, а шииты еще больше заговорили о притеснения и преследованиях. Частично, их антиправительственную кампанию подпитывал Иран, который хотел видеть в столице именно шиитское анти-саудовское правительство.
Таким образом, неспособность правительства провести реформы, отсутствие влияния центральной власти в отдаленных регионах, в том числе шиитских, отсутствие коммуникации между властью и религиозными и политическими меньшинствами, экономический спад, рост безработицы, усиление межрелигиозной вражды и регионального противостояния между Ираном и Саудовской Аравией привело к войне. В марте 2015 года шииты захватили столицу - город Сана.
В свою очередь, это привело к расколу армии. Одна ее часть, которая была лояльна экс-президенту Салеху, негласно поддержала шиитов (открыто она начала воевать вместе с ними после вторжения Саудовской Аравии), а другая - выступила в защиту действующего правительства Хади.
Парадокс в том, что Салех - суннит, но стал на сторону шиитских отрядов. Ним руководили меркантильные интересы - в первую очередь, это было выступление против Саудовской Аравии и ее вторжения в Йемен. Собственно, поэтому я считаю, религия в этом конфликте только фон. Следует говорить о региональном противостоянии.
Армия Саудовской Аравии в 2015 году вторглась на территорию Йемена, чтобы защитить правительство Абд Раббо Мансура Хади. И если бы не саудиты, шииты бы давно захватили все важные города и стратегически важный порт Аден, куда правительство переехало после захвата шиитами столицы.
Йемен на мировой карте.
Кто воюет
Я бы выделил пять основных сторон конфликта в Йемене.
Во-первых, это шиитское движение "Ансаруллах", которое координирует все шиитские отряды, выступившие против правительства. Оно сформировало Революционный комитет спасения - представительный орган вроде нашего "Кабинета министров". Сейчас шииты контролируют западные и северо-западные провинции Йемена, включая столицу Сану.
Вторая сторона конфликта - центральное правительство во главе с премьер-министром Абд Раббо Мансуром Хади. Его поддерживает часть йеменской армии и отряды суннитского народного ополчения. Эти силы контролируют южные территории в провинции Мариб, частично город Таиз, порт Аден и восточные земли у границы с Оманом.
Третья сторона - саудовско-арабский коалиция. Это воздушные силы и ограниченный военный контингент в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Катара, Марокко, Египта, Иордании, Судана и Сенегала. Их ввели на территорию Йемена для защиты действующего правительства Абд Раббо Мансура Хади от шиитов. Кроме вышеназванных стран, в наземной операции участвуют и отдельные отряды иностранных наемников из Колумбии, Сомали, Джибути, Омана и частных военных компаний.
Четвертая сторона - террористическая организация "Аль-Каида на Аравийском полуострове". Ее отряды, пользуясь общим хаосом, сейчас контролируют центральные и юго-восточные территории, включая крупные города - Аль-Мукалла, Хаббан, Аззана и Тарим. Их влияние на этих землях сохранялось много лет, но только с началом войны они прибегли к открытым действиям. Сейчас их позиции значительно укрепились. Они контролируют целый пояс из городов и поселков на южном побережье страны, а также имеют свой анклав в городе Аден. Правда, буквально вчера саудовско-йеменские войска сумели выбить их из стратегического города Аль-Мукалла, когда террористы начали угрожать силам коалиции атакой на их тыл.
Пятая сторона - сепаратистское движение на юге, которое так и называется "Южное движение". Оно выступает за независимость южной части Йемена в составе провинций Лахдж, Аден, Хадрамут, Шабва, Абьян и Махра. По карте это аккурат южная часть страны с выходом к морю. Это движение имеет корни еще со времен существования двух "Йеменов" - северного и южного во время "холодной войны".
Вождизм и странная позиция США
Я уже говорил, что считаю йеменскую войну региональным конфликтом. Саудиты поддерживают суннитов, Иран - шиитов. Саудовская Аравия считала, что сможет сохранить Йемен в своей орбите. У нее огромная граница с Йеменом, вдоль которого проживают шиитские племена хусеитив. Ранее саудиты мирились с этим, потому что в Йемене было правительство, которое держал ситуацию под контролем. Когда же шииты захватили столицу, саудиты расценили это как угрозу национальной безопасности.
На Ближнем Востоке проблема всех режимов в том, что они строятся вокруг одной персоны. В Украине, кстати, похожее тяготения к вождизму и политической персонификации. Ближнему Востоку также присущ вождизм, там нет понятной нам партийной системы. Когда в 2011 году Салех был вынужден бежать после революции, встал вопрос: а кто вместо него?
Центральная власть в Йемене очень слабая. Отдаленные регионы ней почти не контролируются. Получается, власть на местах удерживают тамошние "атаманы". В частности, террористы "Аль-Каиды" на востоке. Когда началась война, они открыто захватывали города в своем регионе.
Запад выступает за мирное решение конфликта. Почти все страны ЕС и США осудили переворот шиитских сил. В то же время меня удивляет их позиция на вторжение в Йемен саудовских войск и вообще - относительно правового статуса саудовского контингента в Йемене. Это очень похоже на вторжение России в Украину. Но в этом случае, Соединенные Штаты предпочитают не видеть того, как саудовская авиация уничтожает инфраструктуру страны и ежедневно убивает сотни мирных жителей. Ведь Саудовская Аравия - их союзник.
Стратегический порт Аден на карте.
Провал саудитов
Сейчас, несмотря на достигнутое 12 апреля перемирие, все еще продолжаются военные действия. Шииты пытаются захватить порт Аден и город Таиз. В принципе, это самые большие и последние оплоты йеменского правительства. Если они окажутся в руках шиитов, это будет означать военное поражение йеменских сил и саудовской коалиции. Но я не думаю, что до этого дойдет. Саудитов очень много в Адене. Они хорошо вооружены. Также на ситуацию влияют договоренности, которые были заключены в начале месяца между шиитами и Эр-Риядом во время тайных переговоров. Шииты пообещали не нападать на саудовские военные базы на границе, за что саудиты освободят часть пленных.
На сегодняшний день я могу констатировать стратегическое поражение сил саудитов в Йемене. Задачи, которые они ставили перед собой в начале военной операции, не выполнены. Даже наоборот - воздушная кампания Саудовской Аравии, жертвами которой стали более 6 тыс. мирных жителей, полностью уничтожила доверие йеменского населения к Королевству и только повысила популярность шиитского правительства среди. Постоянные обстрелы и уничтожение инфраструктуры страны, лишает людей работы и ставит их на грань голода, отвернули большинство йеменцев (даже суннитов) от Саудовской Аравии и преподнесли шиитов как "борцов с оккупантами".
Дело осложняется еще и тем, что Саудовская Аравия не умеет воевать, у нее нет военного опыта. В этом ее большая проблема. Она не может воевать против врага на его же территории. Шиитские племена жили здесь веками и имеют большой боевой опыт, знакомы с местностью. Саудиты чужие, у них нет поддержки населения, а новейшая техника в таких боях не выживает. Это уже доказано Афганистаном. Поэтому, несмотря на все "Абрамсы" и "Апачи", которые саудиты бросили в жерло йеменской войны, они не смогли сломить шиитское сопротивление вдоль своей границы, у Адена и Таиза. Свою роль играет и Иран, который уже построил линии бесперебойной поставки вооружения и боеприпасов шиитским повстанцам.
Двойные стандарты
В Йемене гуманитарная катастрофа. По данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека, около 80% населения Йемена испытывают острую нехватку воды, пищи, медикаментов. Жители городов умирают от обычных нам болезней из-за закрытия или уничтожения в результате обстрелов больниц.
Сейчас в Йемене насчитывается 2,3 миллиона внутренне перемещенных лиц, более 120 тыс. человек стали беженцами. Доставка гуманитарной помощи под эгидой ООН - крайне сложный процесс из-за блокирования со стороны Саудовской Аравии. И все это из-за масштабной воздушной кампании саудовской арабской коалиции. Саудовские истребители обстреливают жилые кварталы и объекты инфраструктуры. Недавно нанесли ущерб древнему городу Кавкабан. Официальный Эр-Рияд решил уничтожить все мощности страны на долгие годы вперед, чтобы она больше не представляла угрозы. Хотя, по моему мнению, это мало эффективно. В свою очередь, лишь усилит антагонизм йеменцев относительно саудитов и йеменского правительства.
Большого наплыва беженцев из Йемена пока нет, но если все и дальше так будет продолжаться, то у Европы возникнут новые сложности. Многие йеменцев также бежали в Сомали, Оман, Джибути, где составляют для местных правительств лишний фактор дестабилизации и социальной напряженности.
Я бы не проводил параллели между конфликтом в Украине и ситуацией в Йемене. Другие регионы, другие культуры. Но мы можем наблюдать яркий пример регионального конфликта в виде proxy war между Ираном и Саудовской Аравией. Сейчас очевидно одно: Саудовская Аравия не достигла своих целей за год войны, и активно договаривается с шиитами о перемирии. Иран наращивает свое влияние в Йемене, поддерживая шиитов, которые уже имеют образ "героев-мучеников, которые защищают народ от иностранных захватчиков". А в то же время страна лежит в руинах, и гуманитарная катастрофа регионального масштаба развивается перед международным сообществом.
Общался Ростислав Буняк.