Принц Мухаммад ибн Салман хочет избавить экономику Саудовской Аравии от нефтяной зависимости
В начале прошлого года саудовский принц Мухаммад ибн Салман аль-Сауд посетил своего дядю короля Абдаллу незадолго до его смерти. Двое мужчин с разницей в возрасте в 59 лет несколько часов говорили за закрытой дверью в Королевском дворце. Король Абдалла однажды помешал своему племяннику возглавить министерство обороны. Говорят, что король поступил так после того, как ему доложили, что принц руководствуется жаждой власти. Однако позже эти двое нашли общий язык. Их объединила идея, что Саудовская Аравия должна кардинально измениться, иначе она будет обречена после очередной волны кризиса энергоресурсов.
Принц-реформатор
На протяжении двух лет с согласия короля принц планировал большую перестройку в правительстве Саудовской Аравии и экономике страны. Его цель - создать «новую мечту» для своего поколения, которому, возможно, придется жить в эру альтернативных источников энергии.
Когда после смерти Абдаллы на трон взошел Салман ибн Абдель-Азиз аль-Сауд, отец принца Мухаммада, его сын стал правой рукой короля. Принц получил беспрецедентный контроль над государственной нефтяной компанией Saudi Aramco и национальным инвестиционным фондом. Также он отвечает за экономическую политику и руководит министерством обороны. Сегодня у Мухаммада больше полномочий, чем у наследного принца, единственного человека, опережающего его в очереди к трону.
Принц Мухаммад имеет больше влияния, чем некоторые монархи. Западные дипломаты в Эр-Рияде называют его «господин Все». И такого авторитета Мухаммад добился в 31 год.
В прошлом году советников принца охватила паника, когда они узнали, что Саудовская Аравия тратит свои золотовалютные резервы быстрее, чем предсказывали эксперты. С такими темпами страна могла через два года стать неплатежеспособной. В результате обвала цен на нефть дефицит бюджета составил почти 200 млрд долларов. В будущем при таких условиях страна не смогла бы оплачивать свои счета. Исторически сложилось, что королевство на 90% формировало бюджет из поступлений от экспорта нефти. Кроме того, нефть давала 50% ВВП государства.
В понедельник 25 апреля принц обнародовал план Saudi Vision 2030, в котором расписаны масштабные экономические и социальные реформы.
Стратегия развития включает создание крупнейшего в мире суверенного инвестиционного фонда, который будет распоряжаться более 2 трлн долларов активов. Этих средств хватит, чтобы купить Apple, Google, Microsoft и Berkshire Hathaway вместе взятые. Кроме того, планируется IPO «менее 5% акций» Saudi Aramco, которая должна превратиться в крупнейший в мире промышленный конгломерат. Фонд будет инвестировать в ненефтяные активы, чтобы уменьшить тотальную зависимость Саудовской Аравии от нефти. «Преобразования сделают инвестиции главным источником доходов правительства, а нефть отойдет на второй план, - заявил Bloomberg принц Мухаммад. - Так что через 20 лет мы будем экономикой и государством, которые не зависят только от нефти».
В течение 80 лет нефть была главным элементом неписанного договора между правительством и обществом: граждане страны подчинялись строгим правилам в обмен на огромные траты на поддержание благосостояния 21 миллиона жителей Саудовской Аравии.
Теперь принц Мухаммад хочет предложить новую сделку. Он уже сократил субсидии на газ, электричество и воду. Принц собирается ввести НДС, повысить налоги на предметы роскоши и напитки, содержащие сахар. Эти и другие меры должны помочь привлечь в бюджет дополнительные 100 млрд долларов к ненефтяным доходам, собранным до 2020 года.
Саудовская Аравия процветала невзирая на дискриминацию прав половины ее граждан. Однако принц заверил, что хочет дать больше свобод женщинам, которые не могут водить автомобиль или путешествовать без разрешения родственника мужского пола. «Мы верим, что в женщин, исповедующих ислам, есть права, но за них нужно бороться», - говорит принц.
Кроме того, религиозная политика Саудовской Аравии больше не позволяет арестовывать людей без участия органов власти. Попытки либерализации могут привести к нарушению договора между жителями страны и ваххабитами, который был заключен два поколения назад. Но стратегию принца Мухаммада нельзя воплотить в жизнь, если женщины останутся в своем теперешнем положении. Ведь сегодня, невзирая на количество денег в Эр-Рияде, банкиры и их семьи предпочитают жить в Дубае.
Научиться жить без нефти
Однако поддержка реформ - это одно дело, а проживание в стране - совершенно другое. Реакция общества на экономические перемены порой бывает враждебной, иногда даже гневной. Этой зимой саудовцы начали массово жаловаться в Twitter о росте цен на воду на 1000% и перспективах Saudi Aramco, которую фактически отдали в руки принца.
Экономика Саудовской Аравии, вероятно, вырастет в 2016 году на 1,5% - самый низкий показатель со времен глобального кризиса. При этом расходы правительства уменьшатся впервые за более чем десять лет. На государство работает около 70% жителей страны, тогда как иностранцы удерживают примерно 80% частного сектора
«Конечно, все знают, насколько на Саудовскую Аравию влияет демографическая ситуация», - говорит Криспин Хэйвс, руководитель компании Teneo Intelligence. - Она за последние 10 лет точно не стала лучше. Без реальных фундаментальных экономических реформ будет невероятно сложно найти необходимое количество работников».
Принц Мухаммад не раскрывает подробностей ненефтяных инвестиций, но он говорит, что суверенный инвестиционный фонд вместе с частными инвестиционными компаниями инвестирует половину своих средств за границей. Главная цель - диверсификация активов и получение дивидендов, которые не будут связаны с нефтью.
Принц Мухаммад говорит, что он привык к сопротивлению, которое только растет из-за врагов-бюрократов, однажды обвинивших принца в желании узурпировать власть и выставивших его не лучшим образом в глазах отца и короля Абдаллы. Он рассказал, что читал Черчилля и книгу «Искусство войны» Сунь-цзы и знает, как извлечь пользу из наличия противников.
Вероятный наследник престола заверил, что его не беспокоит, какой дальше будет стоимость нефти. Если она увеличится, то Саудовская Аравия направит больше средств на ненефтяные инвестиции. Если цена упадет, страна с самой низкой себестоимостью нефти в мире выйдет на азиатский рынок.
Принц успел отказаться от нефтяной доктрины, которой Саудовская Аравия придерживалась в рамках ОПЕК в качестве лидера организации. На встрече ее участников 17 апреля Мухаммад фактически сорвал сделку касательно заморозки добычи нефти только потому, что на собрании в Катаре не присутствовали представители Ирана. Эксперты видят в этом редкий случай влияния члена королевской семьи на нефтяную политику, которой обычно занимаются технократы из профильного министерства.
Нас не беспокоит цена на нефть. 30 долларов или 70 долларов - нам все равно, - говорит принц. - Это не моя война».
Во время бума рынка нефти с 2010 по 2014 год расходы Саудовской Аравии становились колоссальными. Сперва одобрения короля требовали все контракты стоимостью выше 100 млн риалов (26,7 млн долларов). Затем требования становились все слабее и слабее - 200 млн риалов, 300 млн риалов, 500 млн риалов... В конце концов, правительство и вовсе приостановило действие этого правила.
В последние годы Саудовская Аравия неэффективно использовала от 80 до 100 млрд долларов средств. Это примерно четвертая часть бюджета. Прошлой весной эксперты МВФ и других организаций предсказывали, что международные резервы Саудовской Аравии помогут стране выдержать как минимум 5 лет низких цен на нефть. Однако принц и его советники обнаружили, что королевство быстро становилось неплатежеспособным.
В апреле 2015 года расходы Саудовской Аравии грозили экономическим крахом уже в 2017 году. Чтобы предотвратить катастрофу, принц сократил бюджет на 25%, установил строгий контроль над расходами, вышел на долговой рынок и применил другие рычаги. На тот момент Саудовская Аравия ежемесячно сжигала около 30 млрд долларов золотовалютных резервов. Благодаря своевременным действиям экономику страны удалось стабилизировать.
Стив Джобс из королевской семьи
В интервью журналистам Bloomberg принц впервые рассказал о себе. По его словам, в детстве на него больше всего повлияли два фактора - королевское происхождение и технологии. Его поколение было первым, перед которым открылся доступ к интернету, Мохаммад мог играть в видеоигры, находить любую интересующую его информацию. «Мы думаем иначе, у нас другие мечты», - говорит принц о своем поколении.
Отец принца является страстным поклонником книг, он давал детям задание прочитать как минимум одну книгу в неделю, а затем разговаривал с ними о прочитанном. Мать была ответственной за развитие навыков детей. Она приглашала лучших интеллектуалов для длительных 3-часовых дискуссий. Родители были достаточно требовательными, вспоминает принц. Если он опаздывал на обед к отцу, то последний считал это «катастрофой». Мать относилась к детям настолько строго, что Мухаммад и его братья задавали себе вопрос: «Почему она так с нами обращается? Она замечает все наши ошибки». Но теперь принц уверен, что такое воспитание позволило ему стать сильнее.
Принц Мухаммад говорит, что он всегда жил в двух мирах. В одном он был самим собой, а во втором - членом королевской семьи. Принц сравнивает себе со Стивом Джобсом, но при этом говорит, что между ними есть большая разница. «Во-первых, он создал Apple. Во-вторых, он стал успешным работодателем. У меня было намного больше возможностей, чем в Стива Джобса, Марка Цукерберга или Билла Гейтса. Если бы я работал по их методам, что бы я мог создать? Эти мысли преследовали меня в юности».
В 2007 году принц Мухаммад получил диплом бакалавра в Университете короля Сауда. Затем ему предложили занять должность в королевстве. Сначала Мухаммад отказывался, говорил, что хочет жениться, получить диплом магистра за границей и начать свой бизнес. Но отец настоял, чтобы принц воспользовался шансом занять должность в правительстве. Принц согласился и на протяжении двух лет занимался изменением законов, регулирующих деятельность акционерных компаний. Как отметил его руководитель Эссам бен Саед, принц продемонстрировал колоссальный интеллект и нетерпимость к бюрократии. «Процедуры, которые длились по несколько месяцев, принц просил завершить за пару дней, - говорид Саед. - Если он сказал сделать сегодня, значит к вечеру работа должна быть готова».
В 2009 году король Абдалла не позволил принцу Мухаммада получить должность министра, чтобы избежать непотизма. Раздосадованный принц вернулся к своему отцу и начал помогать ему руководить Эр-Риядом. Как говорит сам принц, он попал в змеиное гнездо. Недовольные торговцы обвинили принца в узурпации власти и пожаловались на него королю Абдалле. В 2011 году король формально назначил Мухаммада министром обороны, но при этом распорядился, чтобы он никогда не появлялся в министерстве.
Принц в то время считал, что его карьера закончена. Он говорил себе: «Мне скоро будет 30 лет, и я попал в такую страшную западню». Но все сложилось для него более чем удачно. Благодаря решению короля Абдаллы принц плодотворно поработал под началом отца, что позволило ему лучше понять все нюансы управления королевством.
Принц покинул правительственную должность и взялся за реорганизацию компании отца, которая занималось строительством. Также он учредил свою некоммерческую организацию, целью которой является популяризация инноваций и лидерства среди молодежи. В 2012 году оцет Мухаммада стал наследным принцем. Через шесть месяцев принц получил должность председателя верховного суда. Постепенно он вернул доверие короля Абдалла.
Когда принц начал задумываться о грядущем правлении отца, он запланировал масштабные изменения в королевстве. Одной из первых задач была очистка министерства обороны. Принц подчеркивает, что эта проблема стояла перед страной на протяжении многих лет. Король выдал указ, согласно которому принц Мухаммад получил звание советника министерства обороны.
Принц кардинально изменил процедуры закупки оружия и составления контрактов. Он преобразовал информационные технологии и усовершенствовал систему отбора кадров. Перед этим министерство обороны было маргинализированным в результате неудачных контрактов, являющихся следствием коррупционных схем. Армия Саудовской Аравии была четвертой в мире по размеру расходов, но ее потенциал на тот момент едва ли позволял стране входить в ТОП-20.
Также принц Мухаммад начал проводить по несколько дней в неделю в дворце короля Абдаллы. Он пытался убедить правителя совершить несколько реформ. «Это было сложно сделать с учетом того, что у меня не было много времени на личные разговоры с королем, - вспоминает Мухаммад. - Но я никогда ничего не делал без разрешения короля Абдаллы».
Менее чем за неделю после смерти Абдаллы новый король Салман выдал указ о назначении принца Мухаммада министром обороны, председателем королевского суда и руководителем только созданного совета по экономическому развитию. Кроме того, Мухаммад получил контроль над государственной нефтяной компанией Saudi Aramco.
Изменить королевство, в котором граждане привыкли жить на широкую ногу за счет государства - сложное задание, но принц Мухаммад пытается с ним справиться. «У нас больше возможностей, нежели проблем», - уверенно заявляет принц.