Новости и события » Общество » Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Для миллионов граждан нашей страны, экспертов, волонтеров и политиков решением военного конфликта на Востоке Украины не является просто победа над оккупационно-террористическими войсками. Президент Петр Порошенко также заявлял, что в 2016? м Украине вернется в Донбасс и вопрос: что будет после с освобожденной территорией Донбасса? - не теряет своей актуальности, а наоборот все сильнее обсуждается в обществе.

Часть украинцев считает, что от региона, стремительно превращающегося в украинское Приднестровье, нужно просто отгородиться и не заниматься его восстановлением. Другая часть все же полагает, что Донбасс должен вернуться под полный украинский контроль без всяких автономий. А если так, то как именно сделать этот процесс безболезненным.

Понятие "реинтеграция" звучит на протяжение двух лет ото всюду. Многие политические партии используют эту тему в политических программах, популистических заявлениях и выступлениях. Реинтеграция означает восстановление в гражданстве каких-либо государственных институтов или лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл состоит в упрощенной процедуре, которая может предусматриваться в специальных законах.

Необходимый международный опыт

Конфликты на почве сепаратизма терроризировали Европу веками. Очень подходящий пример - проблема Южного Тироля, более известная как "тирольский сепаратизм", связана с пребыванием в границах современной Италии немецкоязычного меньшинства, которому со временем была предоставлена конституционная автономия. Регион получил финансовые, культурные и политические гарантии, что привело к окончанию конфликта.

региональный флаг Южного Тироля

Еще в феврале 2015 года, министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони предлагал тирольскую модель для урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины: "Конечно, контекст отличается, но я бы говорил о нашей модели Южного Тироля. Можно прийти к решению, которое уважало бы суверенитет Украины, сохраняло ее границы и учитывало интересы меньшинств. Главное, чтобы в Москве была на это политическая воля".

Решение проблемы Южного Тироля путем максимального расширения прав местного самоуправления называют самым успешным примером урегулированием конфликта. Могла бы Украина воспользоваться историческим опытом Европы - вполне, но только для определенных аспектов и нахождения точек соприкосновения.

Различные эксперты, аналитики, политики проводят параллели между конфликтом в Грузии (2008 год) и военными действиями на Донбасс (2014 год). Все конфликты индивидуальны и уникальны в причинах и последствиях, это закон теории международных отношений. Но отрицать схожесть мы не станем. Я бы хотела рассказать о том, как Грузия справляется с последствиями конфликта в поисках общего языка урегулирования. Мне кажется этот опыт особенно важен для Украины.

Итак, в Грузии функционирует Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия. Аппарат государственного министра по реинтеграции был создан 24 января 2008 года, заменяя Аппарат государственного министра по вопросам урегулирования конфликтов.

Начиная с 1 января 2014 года, в Грузии начал свое функционирование Министерство примирения и гражданского равенства. Эта структура является правопреемницей министерства по реинтеграции. Во главе нового ведомства продолжает оставаться прежний руководитель Паата Закареишвили, занявший этот пост после победы "Грузинская мечта" на выборах в октябре 2012 года. По его словам, цели и задачи министерства примирения принципиально отличаются от тех, что Тбилиси предлагал ранее. По словам Закареишвили, сам термин "реинтеграция" отталкивал представителей Сухуми и Цхинвали, поскольку при прежнем названии министерства акцент делался на территориальной целостности, а не на диалоге с теми, кого грузинские власти до сих пор считают своими гражданами.

Основные функции агентства включают оказание политической поддержки резолюциям как грузино-осетинского, так и грузино-абхазского конфликтов, инициируя новые мирные предложения и помощь в реинтеграции сепаратистских регионов и ее населения с остальной Грузией. Среди основных целей агентства были участие Европейской программы соседства, программы ОБСЕ по реабилитации и Европейского Союза как главного посредника в мирном процессе урегулирования конфликта.

В деятельность ведомства также входит разработка, организация, управление и введение механизмов для возвращение беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома, восстановление экономических связей с Абхазией и Южной Осетией и содействие совместной хозяйственной деятельности, восстановление и развитие социальных связей с сепаратистскими регионами, разработка взаимоприемлемой системы политического устройства, основанного на демократических принципах.

Грузинский опыт - это абсолютно мирный подход, без признания политической независимости регионов. Я считаю пример реализации антивоенной реинтеграции территорий особенно интересным для Украины, так как внутри нашего обществе существует жесткий конфликт на эту тем.

Результат Украины за 2 года конфликта

К сожалению, официальной стратегии реинтеграции или решения конфликта на Донбассе нет. В своих предвыборных платформах Президент, а потом и политические партии отмечали этот пункт как главный. Доходило и до смешного, когда в 2015 году на местных выборах партии спекулировали темой мира и войны, хотя это никак не относится к компетенции любой региональной власти.

Предвыборный набор агиток одной из партий

И вот, спустя два года после начала конфликта, в новом Кабинете Министров появились новые должности, которые непосредственно относятся к военным действиям: вице-премьер-министр по вопросам оккупированных территорий и АТО Владимир Кистион и министерство по делам АТО и оккупированных территорий, главой которого стал Владимир Черныш.

Вадим Черныш

Появления Министерства по вопросам временно оккупированных территорий означает, что власть положила начало системному подходу к решению вопросов реинтеграции Донбасса. "Принятие соответствующего постановления вызвано необходимостью оперативного реагирования на существующие проблемы и угрозы, обусловленные проведением антитеррористической операции на территориях Донецкой и Луганской областей, а также временной оккупацией территорий Украины", - говорится в сообщении сайта Кабмина.

Но можно ли назвать это своевременной реакцией на проблему? Однозначно нет. Почти 800 дней не существовало органа, уполномоченного создать дорожную карту АТО, вести диалог, решать проблемы местного населения. На официальном портале КМУ так и не появилось нового раздела с министерством АТО, поэтому узнать кто там работает и над чем сложно. Вслед за этим, украинский МИД 16 апреля объявил, что в ближайшие дни представит план по восстановлению Донбасса. По утверждению Климкина, в документе будут содержатся приоритеты и пути достижения обозначенных целей. После урегулирования конфликта на Донбассе, в регионе планируется провести выборы, после которых регион "должен вернуться к нормальной жизни, интегрироваться в украинское правое поле".

Все это время в системе власти Украины не существовало структур, которые хоть как-то были связаны с решением вопроса этой войны, наработкой пакета стратегий урегулирования конфликта. Фактически работа не велась, а если и занимались, то на добровольной основе, не системно.

В небольшом интервью для "Трибун", Александр Кан, сенатор Нидерландов от партии D66, сказал, что для реинтеграции нужно две составляющих: возврат доверия к власти на оккупированных территориях и внутри общества, ускоренное экономическое развитие. Так же сенатор заметил, что никто не сможет решить вопрос Донбасса и Крыма за нас, мы сами должны выработать план возврата.

Я думаю многие согласятся, что разработкой стратегии нужно было заниматься гораздо раньше. В первую очередь эта задача стоит перед обществом, чтобы не потерять то единство, которое мы приобрели после Революции Достоинства. Понять, каким способом и на каких принципах государство будет возвращать Донбасс и Крым крайне необходимо. Для преодоления кризиса не только в умах, но и в сердцах, рассуждать о реинтеграции правительству нужно совместно с гражданским обществом, культурологами, экономистами, международными экспертами и прочими. Вопрос, а нужно ли возвращать утерянные территории, не должен подниматься вообще.

Галина Русаневич

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?

Возможна ли реинтеграция Донбасса?


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх