Чтобы строить европейскую Украину и создавать экономический рост, не должно быть такого количества праздников
Влащенко: Сегодня события недели мы обсуждаем с народным депутатом Украины Антоном Геращенко. Добрый вечер, Антон Юрьевич. Какой процент ваших коллег сейчас находится за границей в отпусках? Геращенко: Каждый, кто захотел уехать и кому позволяют средства, тот и уехал.
- Но ведь официально в ВР не отпуск?
- Наша страна уникальная - у нас праздников больше, чем в любой другой стране мира, и этим пользуются, в первую очередь, государственные служащие, народные депутаты. Для того, чтобы строить европейскую Украину и создавать экономический рост, такое количество праздников не должно быть.
- Недавно Украину посетила Нуланд, которая сказала, что надо выполнять минские договоренности; Роман Бессмертный вышел из Минского процесса. Что все это значит?
- Бессмертный сказал, что ему не хватает стратегического видения президента с тем, что делать дальше с Донбассом и Крымом. Это есть краеугольный камень - куда мы двигаемся. Или мы идем в Европу, несмотря на то, что Путин этого бы не хотел, и таким образом мы можем на долгие годы лишиться перспективы возвращения Донбасса и Крыма, или мы начинаем искать путь договоренности с Россией для того, чтобы вернуть Донбасс и вернуть Крым. Путин мечтает о том, чтобы нам вернуть Донбасс, но при условии, что мы откажемся от Крыма, причем откажемся официально. Я знаю, что еще год назад он предлагал доплатить 50-80 миллиардов долларов, чтобы Украине вернуть Донбасс, но чтобы в Украине был принят референдум за отказ от Крыма. Насколько мне известно, президент отказался обсуждать такие возможности. Но проблема остается проблемой - Крым оккупирован, часть территории Донбасса остается оккупированной, и Запад поскорей хотел бы, чтоб эта проблема была решена. Западу дополнительная головная боль в виде наших проблем совершенно неинтересна. Однако если брать мировой опыт, нигде в мире не проводятся выборы на той территории, на которой продолжается война и которую не контролирует государство или международные миротворческие силы. В Косово, где была аналогичная проблема, шесть лет были введены голубые каски ООН, шесть лет продолжалась полицейская операция по контролю за территорией, очистка ее от бандитов, и только потом проведены были выборы. Проводить выборы в Донбассе сегодня или в этом году - я не представляю, как это возможно.
- Выдержим ли мы шесть лет такой ситуации?
- Именно на это упирает Путин, именно поэтому ужесточены обстрелы украинской территории, именно поэтому у нас продолжают гибнуть наши ребята. Но если мы соглашаемся на условия Путина и возвращаем Донбасс, т. е. проводим там выборы, где местные лидеры сепаратистов и бандитов станут там властью, то таким образом, я не уверен, что мы сделаем хорошо для всей Украины. Есть Северная и Южная Корея, которая 60 лет разделена, из-за того, что коммунисты и СССР в нее вторглись, есть территория западной и восточной Германии, которые были разделены больше 40 лет, есть история прибалтийских стран, которые с 40-ых годов захватил Советский Союз, и только в 91-ом году они вернули себе независимость. Нам нужно думать о том, как нам сохранить свою государственность и независимость. Путин, навязывая нам Донбасс, хотел бы, чтоб он управлял Украиной через эти оккупированные территории, чтоб они всегда были проблемным очагом для Украины.
- Т. е., вы намекаете на то, что нам лучше на данном историческом отрезке пойти разными путями?
- Я намекаю на то, что президент Украины должен предложить, как глава государства, стратегию решения данной проблемы. Пока я этой стратегии не увидел.
- Одесситы переживают, что будет с туристическим сезоном после того, как туда вводятся нацгвардейцы. Поедут ли туда люди отдыхать?
- Я уверен, что каждый, кто любит отдыхать и бывать в Одессе - поедет в Одессу, потому что дополнительные силы для поддержания порядка и безопасности лишь увеличат порядок и безопасность в Одессе. Поэтому я не сомневаюсь, что курортный сезон в Одессе пройдет на ура, потому что подавляющее большинство жителей Украины не хотят ездить в Крым.
- Зачем депутаты Кишкарь и Кривенко внесли закон о досрочных выборах в Одессе?
- У нас уже есть опыт с перевыборами в Кривом Роге. Вилкул, который набрал после первых выборов 88 тыс. голосов, после повторных выборов набрал 230 тыс. голосов. Для того, чтобы победить на выборах в Одессе - нужно иметь сплоченность демократических сил, а если Труханов нарушает закон, то нужно привлечь его к уголовной ответственности. В таком случае он потеряет право быть мэром, и можно будет совершенно спокойно объявлять выборы. Почему эти депутаты внесли подобный закон - мне сказать сложно.
- Может, стоит президенту вмешаться в эту ситуацию?
- Нужно научиться жить по закону. Это то, что в нашей стране до сих пор мало кто хочет делать. Все хотят, чтобы по закону жил кто-то другой, но не хотят сами жить по закону.
- В соответствии с законом о госслужбе, который вступает в силу с 1 мая, у нас на многие должности предполагаются конкурсы. Опыт последних конкурсов, с участием активистов, говорит о том, что они не всегда были удачными. Зачем нам вертикаль власти, зачем нам ответственность государственных мужей, которые должны назначать профессиональных людей?
- Новый закон "О государственной службе" - это, безусловно, шаг вперед, по сравнению с тем, что было раньше. Фактически, кроме патронатных служб министров и ближайшего их окружения все остальные чиновники должны выбираться по конкурсу. В составе конкурсных комиссий могут участвовать представители общественности. Но, последнее слово будет за центральным органом исполнительной власти, который будет заниматься подготовкой кадров - агентством по государственной службе. Но не это самая главная проблема - зарплата, например, у министра АПК, 8 тыс. гривен. Какая разница, проводить конкурс или нет, если вы не сможете найти качественного юриста на зарплату в министерство на 5-6 тыс. гривен. Для того, чтобы нам делать настоящую реформу государственной службы, надо отбросить популизм и установить, что зарплата на государственной службе должна быть значительно выше, чем она есть сейчас. Министры должны получать хотя бы по 100 тыс. гривен. При правительстве Яценюка уже начали процесс предоставления достаточных заработных плат госменеджерам крупных компаний. Уже есть цифры по миллиону гривен в месяц - и это правильно. Если вы хотите, чтобы государственной компанией, с оборотом в десятки миллиардов гривен, управлял эффективный менеджер, то это должен быть менеджер по классу соответствующий менеджеру частной компании. А еще полгода назад зарплата директора УЖД была 16 тыс. гривен при обороте предприятия 60 млрд. Это откровенная глупость - так быть не должно.
- Когда директор крупной государственной компании получает миллионы, а у кого-то зарплата 1200, то в этом есть какое-то извращение государственное.
- После победы Революции Достоинства в столовой ГПУ работало порядка 70 человек. Сейчас там осталось работать 20. Естественно, в государственной компании не должно быть ни барменов, ни секретарш с зарплатой 44 тыс. гривен. Конечно, если только эти секретари не оказывают сексуальные услуги или что-нибудь подобное. Конечно, мы должны назначать на эти посты людей, которые будут оптимизировать систему, структуру управления и работы.
- Чем занимаются сегодня участковые полицейские?
- Ситуация в полиции сегодня такая же, как и везде. Если увольняем участкового в каком-то районе, то на его замену нужно найти другого человека. Зарплата патрульного полицейского - 8 тыс. гривен, а участкового осталась на уровне 3-3,5 тыс. гривен. В этом году планировалось значительное увеличение заработных плат, но, к сожалению, в бюджете недостаточно средств для того, чтобы резко повысить зарплату сотрудникам правоохранительных органов. Я за то, чтобы менять нерадивых полицейских на лучших, но надо создать условия для работы. Были получены десятки миллионов долларов грантов. Например, один грант от посольства Японии, от государства - это десятки миллионов долларов, потому что они нам передали Toyota Prius больше тысячи штук. Нам также передало посольство Канады средства на приобретение электронных компьютерных систем. Нам помогло посольство США с приобретением формы. Это, вообще-то, позор, что наша страна, с самыми лучшими черноземами в мире, с полезными ископаемыми, с прекрасным положением географическим ходит с протянутой рукой и просит другие страны о помощи полиции. Поэтому наша задача, чтобы новое правительство заставило работать фискальную и таможенную службу и выполнять свои прямые обязанности. А именно: стимулировать предпринимателей не карательными методами, а методами убеждения платить налоги.
- Завершено ли формирование розыскных служб, следственных служб?
- В процессе аттестации мы старались с участием общественных организаций удалять из полиции тех лиц, которые вызывают опасение своей коррумпированностью или своим непрофессионализмом. Однако сейчас идет обратный процесс - когда эти лица, которые были уволены, восстанавливаются через суды, которые находят разного рода крючкотворные зацепки для того, чтобы восстановиться. Причем, восстанавливаются совсем не самые лучшие люди.
- Почему Згуладзе в ведомственную, служебную квартиру МВД прописала своих родственников?
- Служебная квартира выделяется для проживания должностного лица, которое имеет на это право. Но есть разница между проживанием и приватизацией. По жилищному кодексу, лицо, которому выделяют служебную квартиру, может проживать там с теми лицами, с которыми оно захочет. Когда Згуладзе перестанет работать замминистра МВД и уедет во Францию, то она освободит эту квартиру. А если эта квартира будет приватизирована с нарушением закона - то будут проблемы. После того, как был поднят вопрос с квартирами Касько, то сейчас к прокуратуре совершенно справедливо обратились с тем, чтобы проверить все квартиры, которые выделялись. Оказалось, что по некоторым прокурорским квартирам просто пропали документы. О какой законности можно говорить в этой стране, если лица, которые уполномочены следить за слежением за законами - сами его нарушают в числе первых.
- Будут ли привлекаться к ответственности работники МВД, которые связаны с "бурштыновой" мафией?
- Для этого есть внутренняя безопасность полиции, которая сейчас беспощадно расправляется с теми, кто нарушает закон. Есть прокуратура, которая привлекает к ответственности сотрудников полиции, есть СБУ, которая наблюдает над соблюдением законов у сотрудников полиции. Но когда под ногами валяются миллионы долларов в виде янтаря, то тогда сотрудники полиции и прокуратура, и суды, и исполнительная власть организуют преступный синдикат, который начинает за счет части средств, полученной от незаконной продажи янтаря, фактически, наживаться. Остановить это можно только законом, который сделал бы добычу и реализацию янтаря прозрачной, легальным бизнесом. Сегодня кодексы о недропользовании, земельный, прописаны таким образом, что обычный человек или обычная фирма не сможет получить законное право на добычу янтаря. Сегодня в ВР находится ряд законопроектов, чтобы у нас наладить простую процедуру выделения земли под добычу янтаря. В этом году также нужно закончить похабщину, которая сложилась на игорном рынке Украины. С 2009 года, после запрета игорного бизнеса, игорный бизнес процветает. Постоянно идет фейковая борьба, государство не получает доходы, а этот бизнес остается. Я считаю, что в этом году надо принимать необходимое законодательство, которое бы, не нарушая интересы простых граждан, позволило бы получать в бюджет деньги. Если мы стремимся в Европу, то рано или поздно мы также станем перед вопросами легализации проституции или легализации легких наркотиков, но на сегодняшний день общество еще не созрело. Не нужно отрицать того, что является реальным, естественным, а нужно сделать так, чтоб это было не нелегальным бизнесом в подворотне, а как это есть в Германии, в Голландии.
- Законы об импичменте, о новом составе ЦВК, о следственных комиссиях гораздо актуальнее, чем законы о легализации игорного бизнеса.
- В конце января 2015 года, когда президент предложил принять закон о снятии депутатской неприкосновенности, я публично заявил, что мы готовы проголосовать этот закон, только если мы перед этим проголосуем закон об импичменте президенту и о следственных комиссиях ВР, который позволит проводить реальное следствие, с уголовной ответственностью для тех лиц, которые будут отказываться предоставлять факты и информацию для этих комиссий. На сегодняшний момент это нереально, потому что президент Украины контролирует треть парламента, через свою фракцию. Ни у одного президента, ни в Германии, ни в Италии, нет своих фракций в парламенте. Потому что эти люди сами избраны парламентом. Там власть находится у канцлеров, которые являются представителями коалиции большинства. У нас же президент назвал блок имени себя, избрал себе 130-150 депутатов, и поэтому без него принять закон об импичменте невозможно. Государственная политика - это не черед черного и белого. Тут нужно видеть оттенки. Если бы не создали сейчас коалицию, то у нас были бы выборы, и ближайшие полгода у нас не было бы ни безвизовых режимов, ни принятия законов, важных для страны. И мало того, на фоне ужасной социально-экономической ситуации, большинство голосов в новой ВР получили бы уже не европейские силы, а силы пророссийские, реакционные. Путин не будет наступать больше на Украину - он будет ее контролировать через то, что на новых выборах он будет стремиться избрать как можно больше лояльных к себе депутатов.
- Почему люди, которые владеют медиа в стране и находятся у власти, настолько жадные, настолько недальновидные, что не хотят вложить настоящие деньги в реформу медиа и создать медиарынок?
- Не все владельцы ведущих телеканалов находятся у власти. То, что медиа в Украине принадлежат финансово-промышленным группам или олигархам - это сложившийся факт из-за того, что медиа в Украине - это источник власти. В западном мире на власть влияют, чтоб улучшать жизнь всего народа, а у нас привыкли, с 90-ых годов: купил телеканал, избрал своих депутатов, создал свою фракцию и сажаешь своих людей на потоки. После чего страна опять нищает, происходит революция и все начинается заново. При этом олигархи стараются поменяться у корыта, а некоторые заявляют, что у нас помаранчевая революция была, когда у нас олигархи-миллионеры хотели сместить олигархов-миллиардеров. Для того, чтобы создать медиарынок - нужен богатый народ, который будет иметь деньги и покупать товары. Именно за счет рекламы существуют СМИ на Западе, а когда народ бедный, то за рекламу никто не хочет платить.
- Будет ли западный мир принуждать нас к проведению выборов на Донбассе?
- Будет пытаться, но это не значит, что мы должны соглашаться.
- Когда Надежда Савченко вернется в Украину?
- В ближайшие пару месяцев.
- Поможет ли депутатам повышение зарплаты в три раза более эффективно работать? Будет ли теперь по пятницам полный зал?
- Нет.
- Хотели ли бы вы стать министром МВД?
- Нет.
- Генеральным прокурором?
- Пока нет.
- Сколько дней в месяц Згуладзе находится не в Киеве?
- Не считал.
- Является ли политическим дело Краснова?
- Нет.
- Надо ли увольнять Киву?
- Сложный вопрос.
- Что вы подарили жене на последний День рождения?
- Картину.
- Считаете ли вы себя верующим человеком?
- Да.
- Самая лучшая светская книга или фильм о христианстве?
- "Мастер и Маргарита", в моем понимании.
- Уедете ли вы после Пасхи в отпуск?
- Да.
- Верите ли вы в божественную природу человека?
- Я на этот вопрос пока для себя не ответил.
- Три самые большие греха нынешней власти?
- Нечестность, нежелание жить не по лжи. И ханжество. Ханжество включает в себя и алчность, и вранье, и ложь.
- Что должно накануне Пасхи дать нашим людям надежду?
- Надо иметь хорошую память и не переизбирать тех, кто не раз нас обманывал. Верить в себя, добиваться всего и помнить, что никто кроме нас не сможет изменить эту страну.
Toyota Безвиз Германия ООН Франция