Washington Post: Евровидение вновь обострило тлеющий конфликт между Украиной и РФ
На первый взгляд Евровидение выглядит как пестрый поп-концерт. Но за театральными костюмами и зрелищностью музыкального фестиваля отчетливо проглядывает его политическая сущность. Это событие должно быть развлекательным, но, как правило, возрождает старую национальную вражду и порождает новую.
Правила конкурса запрещают исполнителям касаться в своих песнях политических вопросов. Однако победа Украины на Евровидении дала повод заговорить о попрании этих предписаний.
Украинская исполнительница Джамала заняла первое место с песней «1944». В ней рассказывается о том, как татар депортировали с Крымского полуострова во времена Второй мировой, так как они считались пособниками нацистов.
Между тем, наибольшее раздражение у российских зрителей вызвала вовсе не историческая отсылка. В одном из своих интервью Джамала признавала, что речь в ее песне также идет об аннексированном Крыме, где живут ее родственники.
«Разумеется, эта песня также и о 2014 годе, - заявила певица. - Эти два года принесли так много грусти в мою жизнь. Представьте, каково быть творческим человеком и не иметь возможности поехать домой в течение 2 лет. Ты видишь своего 90-летнего, больного дедушку в Skype, но не можешь навестить его. Что мне оставалось делать: просто петь песни и забыть об этом? Разумеется, я не могу так поступить».
Победу Джамалы с восторгом встретили в Украине. Президент Петр Порошенко написал в своем микроблоге: «Ее голос говорил с миром от имени всего украинского народа. Правда, как всегда, победила!»
Но реакция была совершенно иной в России. Ее представитель Сергей Лазарев занял на конкурсе третье место. В этом году россияне посчитали украинскую победу особенно оскорбительной.
Российский сенатор Франц Клинцевич заявил репортерам, что Киев политизирует предстоящее в следующем году Евровидение по максимуму. Его коллега Константин Косачев написал на своей странице в Facebook: «По сумме баллов верх взяла геополитика. Проиграл конкурс, потому что вместо честного соревнования восторжествовали политические установки».
Евровидение является предметом национальной гордости среди россиян, включая самого Путина. В 2009 году, когда конкурс проводился в Москве, российский лидер посетил репетицию и якобы заявил телепродюсеру, что шоу очень важно для страны.
Но эта страсть в последние годы оставалась безответной. Российских участников освистывали в 2014 и прошлом году, вероятно потому, что публика не одобряла присоединение Крыма к России.
Между тем Россия и Украина далеко не единственные участники Евровидения, которым не удается избежать политических трений. Несмотря на усиленные попытки продвижения идеи единства, напряженные ситуации на сцене и на экране, отражающие конфликты реального мира, сопровождают конкурс с его первого проведения в 1956 году.
В 2005 году Ливан покинул соревнования, так как страна не признает Израиль, а правила Евровидения предписывают вещательным компаниям транслировать концерт полностью. В 1978 году телевидение Иордании также вырезало из эфира выступление израильских исполнителей, показав вместо него картинку с изображением букета цветов. Когда во время подсчета голосов стало ясно, что израильтяне могут выиграть конкурс, трансляция прервалась, а на следующий день было объявлено, что победителем стал представитель Бельгии, на самом деле занявший второе место.
Грузии запретили участвовать в конкурсе 2009 года, потому что в ее песне «We Don’t Wanna Put In» усмотрели намек на российско-грузинскую войну и критику Путина. Двумя годами ранее некоторые обратили внимание на то, что украинская песня «Dancing Lasha Tumbai» звучала как «Russia, goodbye».