На сегодня в Украине уже есть около 7-8 видов оппозиции
Влащенко: Сегодня у нас в гостях народный депутат Украины от фракции "Самопомич" Татьяна Острикова. Здравствуйте, Таня. Расскажите, пожалуйста, как через реестры "моют" НДС? Острикова: 21 апреля мы на комитете заслушали отчет председателя фискальной службы Романа Насирова о деятельности налоговой полиции и о деятельности на таможне. С 1 февраля 2015 г. была введена система электронного администрирования НДС именно с целью преодоления фиктивных фирм и фиктивного НДС-кредита. Система работает таким образом, что перед тем, как выписать налоговую накладную, предприятие должно живыми деньгами уплатить НДС на специальный электронный счет, открытый этому предприятию в казначействе. И вот, именно 21 апреля мне стало известно о том, что, вероятно, происходит вмешательство в ручном режиме в систему электронного администрирования НДС, и делает это именно фискальная служба, так как она является распорядителем этой компьютерной сети. Вроде бросают в систему миллиарды гривен. Именно озвученный мной случай касается операции на общую сумму 65 млн, в том числе 10 с лишним миллионов - НДС. Это вроде НДС, который кладется на счет конкретного предприятия, осуществляющего свою деятельность на территории Киева в Святошинском районе. И вроде это предприятие пополнило регистрационную сумму по формуле за счет НДС, уплаченного на таможне. Предприятие новое, созданное в декабре. Согласно базе таможенной статистики и согласно базе, которая ведется на таможне, оно не осуществляло внешнеэкономической деятельности.
- Чье это предприятие?
- Оно зарегистрировано на гражданина Украины, который проживает в общежитии.
- А как вы вышли на эту тему?
- На самом деле ситуация довольно забавная. В фискальной службе, несмотря на всю ее коррумпированность и на то, что она остается, по всем оценкам, наиболее коррумпированным органом, остаются работать честные, порядочные люди, которые сигнализируют народным депутатам, к которым они имеют доверие, о том, что, по их мнению, произошли какие-то странные вещи. То есть предприятие не декларировало никаких товаров на таможне, и при этом вдруг его регистрационная сумма по формуле увеличена на 10 млн НДС. Просто вручную эту сумму туда положили. Я не буду раскрывать своих источников, но именно благодаря таким людям нам удается эту ситуацию вытащить на свет. Я задала этот вопрос Насирову на заседании комитета, которое было закрытым для общественности и для медиа. Он не нашел ответа по этим фактам.
- Он промолчал?
- Ответа о том, что ему известно об этих фактах и?? они принимают меры по недопущению несанкционированного вмешательства в систему электронного администрирования НДС, не было. Я задала вопрос Билану, заместителю Насирова по координации налоговой милиции: "Скажите, почему я как народный депутат, находясь в командировке за границей, могу получить информацию о том, что происходит вход в систему фиктивного НДС, а вы, начальник налоговой полиции, сидя в Киеве в собственном кабинете и имея доступ ко всем реестрам, ко всем системам, этого не видите. Странные вещи. Объясните, пожалуйста". Ответа не было. Этот разговор происходил в присутствии депутатов, членов комитета и нового министра финансов, который сказал, что он разберется. Прошла неделя, и никакого ответа я не получила, поэтому сегодня направила обращение в Генеральную прокуратуру о регистрации уголовных производств по фактам злоупотребления властью, несанкционированного вмешательства в компьютерную сеть и уклонения от уплаты налогов. Потому что дальше совершенно четко видно, что предприятие, не совершая импорта, получает на счет этот НДС, который дальше распространяет на другое предприятие-выгодоприобретатель, расположенное уже в другом районе, а далее переходит на два предприятия, конечных выгодоприобретателей, которые работают в Печерском районе.
- А кто были эти конечные выгодоприобретатели?
- Это два предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Печерского района. Я считаю, что не имею права, будучи законодателем, вмешиваться в работу исполнительной власти, кроме как в рамках парламентского контроля. Я не являюсь компетентным органом, не являюсь следователем, не являюсь оперативным работником, чтобы осуществлять расследование. Я хочу, чтобы в этом государстве именно компетентные органы занимались тем, чем им нужно заниматься: не "крышевали" это все, а по моему заявлению зарегистрировали уголовное производство и контролировали его, довели до конца. Я уверена, что те два предприятия, которые есть на территории Печерского района, это предприятия реального сектора - с реальным директором, с реальным офисом, с сотрудниками. Просто им надо минимизировать налоговые обязательства по НДС.
- Кто может быть конечным выгодоприобретателем?
- В этом процессе всегда есть два выгодоприобретателя - в начале и в конце. Есть предприятие реального сектора, которое, например, ввезло товар по заниженной таможенной стоимости, а продало по реальной, рыночной цене. И, соответственно, налоговые обязательства надо как-то минимизировать. Поэтому оно пользуется услугами фиктивных фирм, и эти фиктивные фирмы сейчас по системе электронного администрирования НДС уж точно не могут функционировать без ведома "крыши", зонтика ГФС и других правоохранительных органов, потому что вмешаться в автоматизированную систему и положить туда фиктивный НДС может только сотрудник фискальной службы. Не увидеть это и не принять меры реагирования может только СБУ, ГПУ и налоговая полиция. С этой стороны, это уже другие выгодоприобретатели - в получении коррупционного вознаграждения. Если предприятие является выгодоприобретателем в минимизации налоговых обязательств, то вышеперечисленные структуры являются выгодоприобретателями в получении коррупционного вознаграждения. По моему мнению, председатель фискальной службы является простым оператором этих процессов. А корни уходят гораздо глубже - до руководящей верхушки, которой надо удерживать партии, фракции, министров, председателей агентств. Председатель фискальной службы - должность компромиссная. Она призвана обеспечивать баланс интересов между олигархами и, соответственно, обслуживать их интересы. Поэтому есть абсолютно четкая группа фиктивных предприятий, которая обслуживает бизнес, близкий к олигархам. Мы все знаем, что есть злоупотребления в бензиновой сфере, а это предприятия, близкие к группе "Приват". Есть злоупотребления в части трансфертного ценообразования на сырьевых предприятиях, близких к группе Ахметова и других небедных в этом государстве людей. Поэтому председатель фискальной службы - та должность, которая призвана обеспечивать баланс между всеми группами влияния. И действительно, эти коррупционные потоки, которые идут через фискальную службу... Эта должность просто приравнивается к логистическому оператору. Определенный процент, конечно, остается на содержание ГФС, на обеспечение всех логистических процессов и на накладные расходы, но большинство этих средств идет в совсем другие источники, о которых я уже говорила.
- Глава ГФС обеспечивает, чтоб все эти потоки стекались аккуратно в центр? Я вас правильно понимаю?
- Когда шла коалициада и обсуждали дележ портфелей, то обсуждали, что на должность главы ГФС пойдет Южанина, которая сейчас является председателем парламентского комитета налоговой и таможенной политики. Она является профессиональным аудитором по своему жизненному статусу. Когда тогда ее спрашивали журналисты, правда ли это, что она пойдет на ГФС, то она говорила: "Я не могу идти на должность, которая предполагает реализацию фискальной политики, с которой я не согласна". То есть существует определенная фискальная политика государства, и глава ГФС - это человек, подконтрольный и подотчетный правительству, и этот человек сегодня - выходец из БПП. Поэтому я бы не демонизировала конкретно человека, который занимает эту должность, потому что он это делает по молчаливому согласию правительства, президента и его АП. Именно этот человек обеспечивает сегодня "девочки, не ссорьтесь", и "каждая" из них получает что-то свое.
- Что на самом деле происходит в стране, что даже Южанина, человек президента, не захотела занимать должность?
- Это на самом деле означает, что у нас в Украине сложилась и существует коалиция олигархата, и именно такой дележ портфелей, который состоялся, обеспечивает баланс интересов всех участников процесса, к которым себя относит и руководящая верхушка. Они думают, что на некоторое время обеспечили баланс, который и позволит государству в такой конфигурации просуществовать до осени, а "там посмотрим".
- На чем базируется договор украинских элит?
- Договор украинских элит базируется на простом принципе: "Друзьям ничего, врагам - закон". У нас все законы пишутся таким образом и содержат столь дискреционные нормы, что у людей, близких к власти, всегда есть возможность избежать выполнения этого закона. А для всех остальных граждан всегда будет очень жесткое и сложное исполнение закона. Собственно, на этом и базируется договор украинских элит. У нас не работает антимонопольное законодательство, не работает должным образом налоговое законодательство, не работает должным образом трансфертное ценообразование, которое призвано забирать в государственный бюджет то, что нужно, из сырьевого бизнеса, когда налоговая база переносится в низконалоговые юрисдикции в результате экспорта сырья. У нас не работает судебная система, как нужно, у нас нет реальной защиты права собственности. И вот на этом всем базируется договор украинской коалиции олигархата.
- Что ждет Украину в ближайшие годы?
- Я думаю, что нам прежде всего надо подумать о том, чтобы провести настоящую судебную реформу, чтобы провести реформу избирательного законодательства, чтобы наделить парламент реальными функциями контроля, обеспечить парламент инструментами парламентского контроля.
- Почему фракции, которые вышли из коалиции, не создают объединенную оппозицию? Как вы собираетесь торпедировать принятие законов, которые не входят в интересы коалиции?
- Что касается объединенной оппозиции, то мы очень разные. Среди нас есть радикалы, левые, центристы. Объединяться ради объединения я не вижу смысла. Объединение должно быть проведено ради достижения конкретной, четкой цели. Я не думаю, что у всех тех, кого мы перечислили, цель - сохранить страну. Я думаю, что есть силы, которые играют совсем по другому сценарию.
- Это кого вы имеете в виду?
- На сегодня уже около 7-8 видов оппозиции.
- Но вы, Ляшко, Тимошенко перечисляете одни и те же законы. Почему бы вам для воплощения этого не объединиться?
- Мы очень разные по целям, которые перед нами стоят, и по тем методам, которыми мы этих целей добиваемся. "Самопомич" - проевропейская демократическая партия. Мы не используем для достижения своей цели каких-то популистских методов или методов шоу, блокирования, избиения, собрания проплаченных людей перед ВР. У нас есть четкое видение, как достигать поставленных целей. Например, закон о выборах внесен - тот, который предусматривает проведение выборов по открытым спискам, по пропорциональной системе. О необходимости принятия этого закона говорил и президент Украины летом 14-го года, и об этом сейчас начинают говорить наши международные партнеры, Европейская комиссия. Поскольку Украина постоянно прислушивается к мнению МВФ, то мы должны эту систему включить в политические требования МВФ в том числе. Об этом сейчас начинают говорить и наши американские друзья. Поэтому, используя все эти рычаги, а также имея инструмент фракции в парламенте, я думаю, что мы добьемся успеха. А другие фракции, которые также декларируют, что они являются оппозиционными и демократическими, могут нам в этом очень качественно помогать. И тогда их декларации, которые звучат с экранов телевизоров, могут качественно воплотиться в жизнь.
- То есть вы хотите, чтоб объединялись вокруг вас?
- Я уверена, что "Самопомич" идет своим путем и строит свой "магазин". Это правоцентристская партия, исповедующая ценности европейской христианской демократии. Для того чтобы быть последовательными и соответствовать принципам и идеологии партии "Самопомич", нам не нужно формально объединяться ради объединения. Мы можем качественно голосовать и принимать необходимые для государства и народа законы без того, чтобы быть с кем-то в формальных объединениях и таким образом обесценивать себя или обесценивать других членов объединения.
- Не считаете ли вы, что "Самопомич" должна пересмотреть ту программу и ту официальную риторику, которую она имела три года назад, когда заходила в большую политику?
- На самом деле, нам очень легко принимать решения. Они очень трудно дискутируются, но затем, в результате дискуссий на фракции, они очень легко принимаются. Во-первых, мы последовательны, мы постоянно принимаем решения, основываясь на принципах. Мы всегда оперативно реагируем на изменения и вызовы. Когда мы шли в парламент, нам к тому времени еще не навязывали изменения в Конституцию. Столкнувшись с этим вызовом, мы подготовили достойный ответ: закон о признании территорий оккупированными, о правовом режиме оккупированных территорий, о правовом режиме отношений (гуманитарном, экономическом) с оккупированными территориями.
- Либеральные взгляды оказались не близки стране, где подавляющее число людей живет очень бедно. Либеральная идеология хороша там, где есть крепкий средний класс, которого у нас нет. Какую экономику вы будете официально проповедовать?
- Мы не меняем своих лозунгов. Я являюсь одним из соавторов Налогового кодекса, который предусматривает налоговую либерализацию. И тот средний класс, который нам надо построить, то для этого нам надо дать возможность предпринимателям "нагулять жирка". А это возможно только благодаря либерализации.
- Ваш вопрос?
- После визита Виктории Нуланд, я чувствую, что государство входит в период турбулентности. Это касается попытки проталкивать "особенности местного самоуправления", выборы на оккупированных территориях, шантаж "не дадим транш МВФ" и другие. Мы сейчас начинаем задыхаться в этой турбулентности. Дайте совет, как нам правильно, достойно пройти этот период и все же сделать государство субъектом, а не объектом политики?
- Как бы ни было тяжело, как бы ни было сложно, мы должны отказаться от донорской экономики, мы должны отказаться от иностранной помощи. Мы должны пройти этот страшнейший путь, потому что без этого мы не сможем возродиться, мы не сможем начать строить свою экономику. Спасибо большое, Татьяна.