Путин пошел на обмен по настоянию военных: иноСМИ об освобождении Савченко
Освобождение из российского плена украинской летчицы Надежды Савченко, воевавшей против сепаратистов на востоке Украины в составе добровольческого батальона «Айдар», позавчера стала темой №1 для западных средств массовой информации
«Это символическая победа свободы над неволей, - приводит слова депутата Европарламента от партии «Гражданская платформа» Яцека Сариуш-Вольского популярный в Польше информационный телеканал TVN24. В комментарии для польских телевизионщиков евродепутат характеризовал Надежду как «храбрую, отважную, героическую женщину, украинскую Жанну д'Арк»
Авторитетные английские издания тоже видят в госпоже Савченко символическую фигуру. Например, Guardian отмечает, что Надежда за время пребывания в плену стала для украинцев «символом сопротивления против России».
В более широком смысле - «символом борьбы с московскими влияниями в стране», как пишет польское издание американского еженедельника Newsweek. Еженедельник также напоминает, что двое солдат российского ГРУ, Евгений Ерофеев и Александр Александров, которые были осуждены в Украине за террористическую деятельность, были, «ценными для Кремля», поэтому украинское руководство «рассчитывало, что их можно будет обменять на Савченко».
Обращают внимание и на то, как по-разному встречали Надежду Савченко и российских солдат. Newsweek сообщает: «Надежду Савченко приветствовали в Украине как героиню, а президент Петр Порошенко лично поздравил ее с возвращением на родину. Солдат ГРУ в аэропорту Внуково ожидали только жены. Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что в графике президента Владимира Путина не запланированы встречи с капитаном Евгением Ерофеевым и сержантом Александром Александровым».
«Ее (Савченко - Ред.) возвращение стало праздником для Украины, где ее рассматривают как национальную героиню и будущего политического лидера», - отмечает в свою очередь Guardian.
Британская газета также считает, что освобождение украинской летчицы и российских ГРУшников является «знаковым моментом в ослаблении напряженности между Москвой и Киевом». С такой оценкой, однако, не согласен Сариуш-Вольский. По его мнению, последние события действительно несколько облегчают напряжение в двусторонних отношениях, но «это временное облегчение, сама проблема не исчезнет, пока не прекратится российское вторжение на территорию независимой Украины». Он также напомнил, что в русском плену «до сих пор содержится много украинских заключенных», а одного только факта освобождения Надежды Савченко «мало, чтобы предрекать какую-то скорую оттепель», поскольку «здесь, к сожалению, проблема заключается в другом - в российской агрессии и оккупации».
Польский информационный телеканал TVN24 также приводит мнение европарламентария, что российский президент Владимир Путин, приняв решение о помиловании Надежды Савченко, которое стало шагом к возвращению украинской летчицы на Родину, принял его не только под давлением международной общественности, но также по настоянию российских военных кругов: «Это должно было обеспечить Путину верность служб».
Освобождение Надежды Савченко, пишут западные издания, укрепило политический капитал президента Петра Порошенко, который начал таять на фоне медленных реформ и коррупции.
Подобное мнение высказывает британская газета The Telegraph: «Ее (Савченко. - Ред.) освобождение будет рассматриваться в Киеве как редкая политическая победа господина Порошенко, который борется с падением экономики, рейтингов и растущим давлением со стороны западных правительств из-за медленных темпов реформ и воплощения Минских мирных соглашений». «Это стимул для Порошенко, которого критики обвиняют в неудачных попытках подавить повсеместную коррупцию или противостоять укоренившимся олигархическим интересам», - пишет Guardian, напоминая также о том, что в апреле Порошенко оказался в центре скандала "в связи с офшорной компанией, зарегистрированной на Британских Виргинских островах».
Газета также обращает внимание на то обстоятельство, что обмен Савченко на солдат российского Главного Разведывательного Управления «состоялся за несколько дней до принятия Евросоюзом решения о продлении санкций против России, наложенными после аннексии Владимиром Путиным Крыма в 2014 году и скрытой интервенции в Восточной Украине».
Та же Guardian приводит реакцию российских политиков на освобождение Надежды Савченко. Если оппозиция в целом приветствует этот шаг, то представители власти не скрывают своего раздражения. Например, Дмитрий Гудков, единственный оппозиционный депутат в российской Думе, выражает уверенность, что если бы обмен заключенными между Москвой и Киевом произошел раньше, удалось бы избежать убийства адвоката россиян, Юрия Грабовского. Газета также приводит мнение члена оппозиционной партии «Парнас» Андрея Пивоварова: «Хорошо, что обе стороны проявили достаточно политической воли для обмена». Вместе с тем спикер верхней палаты российской Думы Валентина Матвиенко считает, что «нет причины делать из нее национальную героиню, поскольку российский суд доказал, что она повинна в смерти российских журналистов».