Что бы сделал Стив Джобс, если бы возглавил Apple в 2016 году
Поскольку легендарного Стива Джобса нет в живых, легко спекулировать на тему того, что бы он предпринял, если бы, к примеру, внезапно вернулся на пост руководителя Apple летом 2016 года. Однако, эксперты все же время от времени рассуждают на эту тему. Своим мнением на этот счет поделился журналист Джо Уилкокс.
1. Убил MacBook Air после выхода MacBook
Выпуская MacBook - тонкий, легкий 12-дюймовый ноутбук с впечатляющим дизайном, неплохими характеристиками, впечатляющей автономностью и отсутствием активного охлаждения, Джобс наверняка "убил" бы MacBook Air.
Да, убирать из продуктовой линейки успешные продукты, чтобы дать дорогу еще более успешным, это был вполне типичный ход для Джобса.
Он поступил так в 2005 году, когда внезапно заявил о прекращении производства самого успешного плеера компании - iPod Mini. Решение Джобса шокировало многих фанатов компании, однако вскоре об этом уже никто не вспоминал. Ведь вместо iPod Mini компания начала продавать сверхуспешный iPod Nano.
Сегодня новый MacBook остается в тени привычного MacBook Air. Обе модели во многом рассчитаны на одну и ту же целевую аудиторию. Air более раскрученный и привычный бренд. Он не дает MacBook развернуться и набрать популярность.
В особенности это заметно сейчас после того, как второе поколение MacBook обзавелось более производительным "железом".
2. Отказался от компактных iPhone и iPad
Эта же логика могла бы изменить стратегию Apple в отношении смартфонов с большими диагоналями экрана.
Джобс был яростным перфекционистом. В эпоху зарождения Android, когда диагональ экрана топовых устройств Samsung, HTC и Motorola уже была больше, чем у iPhone (3,7-4 против 3,5 дюйма), Джобс выпустил рекламный ролик, который демонстрировал насколько удобнее работать со смартфоном, которым можно управлять одной рукой.
Последним таким iPhone была "пятерка" с 4-дюймовым экраном. В 2014 году Apple разродилась новыми флагманами с диагональю экрана 4,7 (iPhone 6) и 5,5 дюйма (iPhone 6 Plus). Это был ответ на доминирующий тренд фаблетов, порожденных Samsung.
При этом, компания не убрала из своего ассортимента чрезвычайно популярный iPhone 5s, который подешевел и составлял львиную долю продаж смартфонов компании.
Как результат, "большие" iPhone продавались хорошо, но "съели" большой кусок продаж планшетов iPad.
Джобс бы этого не допустил, считает аналитик. Он либо продолжал бы гнуть свою линию, настаивая на том, что у смартфона должна быть маленькая диагональ экрана, а большие экраны - прерогатива планшетов. Либо, полностью отказался бы от маленьких iPhone и iPad.
Он оставил бы пару продуктов - iPhone (с диагональю 4,7-5 дюймов) и iPad (9,7 дюйма). И эта связка, по мнению некоторых экспертов продавалась бы отлично.
3. Упростил линейку продуктов
Сложность и запутанность нынешней линейки продуктов Apple привела бы Джобса в ярость. Он был сторонником кристальной ясности. При Джобсе у компании был один смартфон, один планшет, пара разновидностей плееров, и три модели ноутбуков с весьма четкими различиями (дешевый пластиковый MacBook для начинающих, дорогой MacBook Pro для серьезной работы и дорогой портативный MacBook Air).
Ассортимент смартфонов разбавлялся разве что продажей прошлогодней модели по сниженной цене. Джобс никогда не допустил бы одновременного существования в линейке смартфонов трех актуальных моделей, не считая повсеместной продажи «восстановленных» старых моделей, уверен эксперт. Не допустил бы существования параллельно MacBook и MacBook Air.
И уж точно при Джобсе не было бы в продаже сразу 4 моделей планшетов, напрямую конкурующих друг с другом.
4. Запустил Apple Watch по-другому
Джобс не стал бы выпускать Apple Watch в том виде, в котором Кук выпустил их 2014 году, уверен Уилкокс.
«Умные» часы стали первым крупным продуктом, который был разработан после ухода Стива Джобса и полностью без его участия. И это ощутимо. Джобс сделал бы все по другому.
Он старался вместе с каждым новым продуктом предложить пользователям новую идею. Собственно, сама идея некоего носимого гаджета (не обязательно часов) родилась у Джобса, когда он узнал, что болен раком.
Джобс считал, что медицина в США находится в каменном веке и был уверен, что гаджеты способны совершить революцию в том, как людям будут ставить диагнозы и осуществлять мониторинг за лечением.
Руководство Apple не раз заявляло, что выпуск Apple Watch был связан с желанием развить эту мысль и выпустить на рынок устройство, облегчающее мониторинг здоровья.
Однако, в реальности запуск Apple Watch выглядел как попытка "окучить" рынок, который сформировали своими первыми часами такие компании как Samsung и Motorola, а также многочисленные производители фитнес-трекеров.
Тема здоровья выглядела вторичной в презентации часов, которую провел Кук. И в сознании большинства пользователей Apple Watch - это в первую очередь носимый гаджет для уведомления о звонках, игр и т. д.
Скорее всего, Джобс добился бы другого функционала от Apple Watch еще на этапе разработки.
Либо же, по-другому расставил бы акценты на презентации часов, сотворив миф о новом виде устройства, без которого современному человеку не обойтись.
Вспомним презентацию iPod nano (который Джобс доставал из джинсов, "вы когда-нибудь задумывались о том, для чего нужен этот маленький карманчик?"), или iPhone ("мы придумали три устройства в одном, телефон, плеер и устройство для доступа в интернет"), MacBook Air (который Джобс вынес на сцену в офисном конверте для бумаг).
Фанаты даже смастерили видео из старых "нарезок" Джобса, пытаясь представить, как Стив провел бы презентацию умных часов.
5. Продолжал бы играть роль Давида и не стал бы Голиафом
Еще в конце 1990-х Джо Уилкокс написал в своем блоге пост с заголовком «Почему Apple всегда будет побеждать». Он утверждал, что Apple под управлением Стива Джобса исповедует тактику, которая помогла Давиду победить Голиафа в известном библейском сюжете.
Свои утверждения журналист базировал на исследованиях профессора Бостонского университета Айвен Аррегин-Тофта об «ассиметричной тактике». Такая тактика подразумевает смену правил игры, что позволяет вроде бы более слабому противнику победить заведомо более сильного. Огромный Голиаф, одетый в броню и с тяжелым вооружением никак не ожидал, что хилый юноша без доспехов точно метнет в него камень.
Точно так же Джобс всегда достигал успеха, уходя от прямой конфронтации с противником и меняя правила игры, утверждал Уилкокс. «Apple не играет по правила, она изобретает свои собственные», - констатировал обозреватель. Даже знаменитый слоган Apple - «Think different» всегда был отражением этого мировозрения.
Джобс не смог бы победить IBM в 1980-х, если бы пытался клонировать IBM PC, как это делали Compaq и другие производители. Вместо этого он рискнул и выпустил Macintosh с графическим интерфейсом.
Джобс не смог бы победить Sony в борьбе за музыкальный рынок, если бы также начал выпускать музыку на компакт-дисках. Вместо этого он запустил сервис по продаже музыкальных файлов через интернет.
Джобс не смог бы еще раз одолеть Sony, на этот раз на рынке портативных ноутбуков, если бы не принял решение отказаться от DVD-привода в MacBook Air. Именно стремление любой ценой втиснуть привод, ограничивало вес и толщину в общем-то превосходных компактных ноутбуков Sony VAIO TT и TZ.
В каждой из этих историй «Давиду» Джобсу противостоял некий Голиаф - большая успешная компания, почивающая на лаврах. И успех «Давида» объяснялся именно тем, что все прочие конкуренты «Голиафа» сами стремились стать «Голиафами». То есть пытались догнать лидера, играя по правилам лидера.
Сегодня Apple под руководством Тима Кука сама превратилась в такого Голиафа, считает Уилкокс.
Компания много лет ставила рекорды продаж и прибыли, стала лидером индустрии. И Кук соревнуется с другими крупными игроками исключительно как Голиаф - то есть их же оружием. Как иначе расценивать выпуск смартфонов с большой диагональю экрана в ответ на корейские фаблеты. Выход лишенных «большой» идеи Apple Watch в ответ на гаджеты Motorola и Samsung.
Спустя 15 лет после своего оптимистичного тезиса «Apple всегда будет побеждать» Уилкокс занял другую позицию «Apple потеряла свой путь». Допустил бы Джобс такое радикальное изменение ДНК созданной им компании - вопрос риторический, заключил журналист.