Восточная Украина: повстанческая республика пытается стать правовым государством
Спустя многие месяцы военных действий руководители пророссийской ЛНР хотят поставить свою власть на законную основу. В скором времени граждане начнут получать местные паспорта, а также заработают суды.
Десять 16-летних учеников из Луганска на торжественной церемонии уже получили паспорта с изображением герба, похожего на советский, и надписью золотыми буквами "Луганская народная республика". По словам замминистра внутренних дел ЛНР Игоря Маркова, после силового отсоединения от Украины в ЛНР произошел правовой коллапс. Именно поэтому власти приняли решение защитить права молодого поколения. На церемонии вручения Марков говорил им о будущем и учебе в России, хотя на самом деле пока никому неизвестно, можно ли будет ездить в Россию - не говоря уже о других государствах - с таким удостоверением личности. Тем не менее, как утверждает Маркин, в настоящее время между Луганском и Москвой идут переговоры. "И вопрос практически решен", - утверждает он.
Всего за время боевых действий и длительной осады из некогда полумиллионного Луганска уехало более половины жителей. В настоящее время позиции украинской армии находятся в 20 км от Луганска, в районе города Счастье. Несмотря на относительное спокойствие, многое в городе - присутствие огромного количества вооруженных людей в униформе в любое время суток и обращение спецслужб с подозрительными лицами - напоминает о военном положении. К тому же у ЛНР не очень хорошая слава: до сих пор она считается территорией бандитов и полевых командиров, которые не соблюдают законы и держат своих оппонентов по подвалам.
Отныне с этим должно быть покончено, сочло руководство самопровозглашенной республики и начало претворять это в жизнь. "Мы создаем государство с народной милицией, Министерством госбезопасности, МВД, прокуратурой и судами", - поясняет Марков. "Но не думайте, что мы спишем все законы у Российской Федерации. Мы возьмем все самое лучшее и создадим свое собственное", - заявила пресс-секретарь прокуратуры Александра Белоконь.
Тем не менее, самая большая проблема с юстицией в ЛНР заключается в том, что юстиция пока что не функционирует: Законы находятся в процессе возникновения, наблюдается дефицит судей, поскольку многие из них покинули регион. В результате прокуратура получила право продлевать срок нахождения под следствием, и это приводит к тому, что в ЛНР множатся уголовные дела, по которым в ближайшее время вряд ли будет вынесет обвинительный или оправдательный приговор.
Между тем имеется немало случаев, рисующих совершенно отличную картину от той, что стараются создать сепаратисты. В интернете выложена видеозапись годичной давности, на которой командир Алексей Мозговой участвует в так называемом "народном суде" в Алчевске, на котором решали, как наказать двух предполагаемых насильников несовершеннолетних. Несмотря на то, что не было проведено ни независимого расследования, ни допроса подозреваемых, а также не было свидетелей преступления, 271 из 290 присутствующих в зале людей проголосовали за расстрел.
Белоконь, вспоминая о том случае, реагирует так, будто этого эпизода не было вовсе. "Ах, это&8230; - припоминает юрист. - В действительности этого человека не расстреляли, он до сих пор находится под арестом". То, что произошло тогда в Алчевске, было, по словам Белоконь, "постановкой, которая должна была продемонстрировать людям, что нужно поддерживать порядок".