Орки, гномы, вампиризм. Обзор стратегии Total War: Warhammer
Серия Total War всегда была посвящена реальным историческим эпохам. Medieval, Rome, Shogun и прошлогодняя Attila рассказывали о существовавших на самом деле нациях, а конфликты между ними развивались уже в зависимости от действий игрока и искусственного интеллекта. Теперь франшиза шагнула в фентезийный мир Warhammer. Creative Assembly добавила несколько важных нововведений, которые серьезно освежили Total War и сделали актуальную часть самобытной, а не клоном Attila.
Total War: Warhammer предлагает выбрать одну из четырех сторон конфликта - империя (люди), гномы, зеленокожие (орки и гоблины вместе взятые) и вампиры. Есть еще пятая фракция, которая доступна в качестве играбельной только в дополнении «Воины Хаоса» - это, собственно, и есть последователи Хаоса. Описания каждого участника перед стартом кампании и близко не раскрывают масштаба различий между ними.
Начав играть за людей и заключив массу союзов и торговых соглашений, можно почувствовать себя в относительной безопасности и расправляться с реальными противниками, в то время как орки понимают только язык силы - ни до тонкой дипломатии, ни до развитой торговли им нет дела. Гномы же лучше других разбираются в технологиях, древо развития самое обширное у этой расы. Вампиры имеют любопытную фишку с оживлением убитых воинов, а также распространяют скверну, негативно влияющую на все поселения, до которых она добралась. При перемещении по карте преимущество есть у гномов и орков. Они могут идти самым коротким путем по подземным тоннелям, избегая засад и стычек с противниками.
Фракции довольно привередливые: если играете за людей, то вражеское поселение сможете занять лишь в случае, когда оно принадлежит другим имперцам либо вампирам. Уничтожили оборону города зеленокожих - присоединить его к своим владениям не выйдет. То же самое касается гномов, которые способны обосноваться только в городе орков либо своих сородичей из другой фракции. Легче всего воинам Хаоса: они в принципе не могут ничего захватить, это кочевники, которые уничтожают и грабят все на пути, никого не щадя.
Какую бы расу вы ни выбрали, завязка одна. Есть пока еще маленький, но уже гордый народ, предводителю которого страсть как хочется завоевать мир и подчинить все доступные земли. Явный акцент сделан на боях и покорении территории. В принципе, это касается всей серии - как-никак, она называется не Total Diplomacy, а Total War, что недвусмысленно намекает на силовые методы правления. Новая игра стала еще больше ориентирована на частые битвы. При прохождении кампании за зеленокожих без постоянных войн и вовсе не получится обойтись. Раса натурально начинает беситься, если долго не размахивала мечами. Это выливается в нарушение общественного порядка и угрозу восстания, а также бойцы теряют запал и убивают друг друга. Зато при частых и успешных битвах воинственность вырастет до предела и у вас появится дополнительная армия.
В то же время имперская сторона может быть не в восторге от излишне активного присвоения новых земель и безостановочных боев. Население способно упрекнуть вас в недостаточном развитии городов, что вполне справедливо - запросы людей удовлетворяются повышением уровня жизни, а не сплошными битвами. Несмотря на непреодолимые разногласия между расами, всех объединяет одно - страх перед Хаосом. Кочевники катком идут по населениям, и дать им отпор должны все стороны, иначе остальные победы не будут иметь смысла.
При управлении государством необходимо учитывать геополитические особенности и не забывать о конкретной выгоде для своей стороны. Военный союз с фракцией, которая находится на другом конце карты, не несет никакой пользы, но втянет вас в конфликт, когда эта сторона решит с кем-то померяться силами. Если необдуманно соглашаться на все поступающие предложения, можно впутаться в серьезные разборки, и помощи ждать будет неоткуда. А откажетесь исполнять обязательства - отношения с компаньонами ухудшатся. Также иногда есть смысл подождать более выгодных условий. Некоторые стороны проявляют большую настойчивость и пытаются за копейки купить вашу лояльность. Не согласились один раз, другой - и вот уже к торговому соглашению прибавлен солидный куш в бюджет вашей империи. Но работает это не всегда, иной отказ сильно оскорбит расу, и в дальнейшем добиться их преданности будет крайне сложно.
Разработчики упразднили часть одних особенностей Total War и упростили другие. К примеру, налог теперь либо взимается, либо нет, более детальной настройки не предусмотрено. Фермерские постройки не особо нужны - изморить голодом свой народ вы при всем желании не сможете. Хворей тоже не завезли: населению не грозит ни одна болезнь. Теперь эту роль выполняет скверна, которую разносят по округе воины Хаоса и вампиры. Наконец, Creative Assembly убрала религию, хотя здесь она и не была бы особо уместна.
Зато появилась магия. Сверхъестественная сила может выручить в битвах, но полагаться сугубо на заклинания нельзя. Побеждает в Total War всегда армия и грамотные действия командира, а не чародей с посохом. Сражения в игре - головная боль для тех, кто привык обвести войско рамкой и самодовольно кликнуть по вражеским бойцам. Это одна из немногих стратегий, в которой нужно действительно с умом применять тактику, иначе будете с недоумением смотреть на надпись «Сокрушительное поражение» при двукратном численном превосходстве в начале битвы. Оказались на возвышенности - прекрасно, используйте данное преимущество, а не слепо бегите на врагов. Бой проходит в густом лесу - прикажите нескольким отрядам укрыться в засаде и неожиданно напасть на противника. Здесь имеет значение, с какой стороны вы атакуете: метод «лоб в лоб» не будет эффективным, а внезапный заход с тыла позволит без крупных потерь убрать группу врагов.
Когда бой поворачивается не в вашу пользу, солдаты могут просто взять и сбежать. Исключение составляют только вампиры: нежить и так мертва, ей уже нечего терять, поэтому бойцы этой стороны никогда не покидают досрочно поле сражения. Вместе с мощной магией кровососы способны быстро внести разлад в ряды вражеского войска - враги боятся нечисти. У всех рас свои интересные детали: вампиры не имеют солдат дальнего боя, у гномов нет кавалерии и магии, а зеленокожие хоть и жить не могут без сражений, но частенько покидают поле битвы - с дисциплиной у них большие проблемы. Кстати, только зеленокожие по завершении сражения в вашу пользу могут съесть пленных.
Полководцам уделено много внимания. У них есть полноценные древа развития с тремя направлениями: личные характеристики (специальные приемы, запас здоровья), эффекты битвы (сплочение войск, лучшая защита для солдат) и эффекты кампании (сопротивление скверне, ускоренное восполнение потерь). Также периодически мы получаем уникальные предметы, которые герои могут надеть и дополнительно улучшить параметры. Важнее то, что в Total War: Warhammer этим персонажам под силу переломить исход сражения. Непосредственное участие в битве наряду с обычными солдатами повышает дух армии, а развитые навыки владения мечом или магией позволят в одиночку перебить чуть ли не весь отряд. Но гибель полководца крепко ударит по моральному состоянию солдат, и драться они будут очень вяло.
Визуальная часть в Total War всегда была на высоком уровне, равно как и системные требования. Ситуация с Warhammer повторяется: если хотите разглядывать детализированные пуговицы на униформе солдат, железо должно быть очень мощное. В идеале требуется процессор с частотой 4 ГГц, видеокарта GeForce GTX 980 либо аналогичная и 8 Гб оперативной памяти. При максимальном приближении проработка юнитов впечатляет - не каждый шутер имеет настолько качественные модели персонажей. Однако есть два нюанса. Первый: в такой игре картинка не имеет никакого значения, а низшая планка системных требований допускает вполне комфортное прохождение на 4-5-летних игровых компьютерах. Total War: Warhammer хватит даже Core 2 Duo 3 ГГц, GeForce GTS 450 и 4 Гб ОЗУ. Второй момент: во время битвы придирчиво изучать бойцов будет совершенно некогда - 99% игрового времени вы проведете, глядя на происходящее с высоты птичьего полета или вовсе с тактической карты.
Total War раскрывается не сразу, особенно если с прошлыми частями вы не знакомы. Интерфейс кажется монструозным и перегруженным, о некоторых деталях узнаешь почти случайно. К примеру, понадобилось издать имперский указ. Как это сделать? Нужно просто выбрать поселение и нажать малозаметную кнопку слева внизу, из которой выпадут иконки возможных поручений. Но если не знать, остается только нажимать все подряд.
В Total War: Warhammer ни в коем случае нельзя торопиться - стратегия требует большого количества времени. Лишь совладав со всеми возможностями и поняв законы, по которым существует Total War, проект возьмет мертвой хваткой. Creative Assembly умело перенесла серию в мир фентези, и игра прекрасно чувствует себя в нем. Хотелось бы только большего числа самих фракций и возвращения потерянных при переезде во вселенную Warhammer деталей, типа голода и болезней.
Оценка Onliner.by - 9 из 10.