Новости и события » Общество » На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

На Одесском кинофестивале покажут фильмы о Чернобыле, о любви за решеткой, милиции и потомке гетмана, ищущем клад в Лондоне. В рамках украинской ретроспективы «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» к 25-летию независимости Украины.

Практически сразу после провозглашения независимости Украины 25 лет назад это знаковое событие стало интерпретироваться в большинстве случаев как событие исключительно политического порядка. Однако за пределами официальных страниц истории всегда существовала обыденная человеческая жизнь, на которую новообретенная независимость тоже оказывала влияние. В программу ретроспективы вошли редкие и зачастую забытые украинские фильмы ранних 90-х, отражающие этот период не с официальной позиции, а показывающие жизнь рядовых украинцев. «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» раскроет тему изменений в украинской культуре после обретения страной независимости, а каждый фильм представит зрителям историю, в которой новообретенная независимость проявляется в разных формах, сюжетах и жанрах.

Кинолента «Распад» (1990) Михаила Беликова - первый художественный фильм про аварию на Чернобыльской АЭС, детали которой пытается узнать главный герой - журналист Александр Журавлев. Картина рассказывает не столько про выброс радиоактивных веществ, сколько про разрушение человеческих отношений и коллапс циничного госаппарата - несмотря на замалчивание властями масштабов и последствий трагедии, Александру удается докопаться до правды и «освободить» ее. Золотая медаль президента Сената Венецианского кинофестиваля 1990 года.

Об иной свободе идет речь в кинокартине «Цветение одуванчика» (1992) режиссера Александра Игнатуши. Молодой человек после 8-летнего тюремного заключения возвращается в родное село уже независимой Украины. Герою приходится приспосабливаться к новым порядкам в новой стране и противостоять остаткам старой системы. Например, милиции, которая продолжает жить и действовать так же, как и при тоталитарном и репрессивном государстве.

По-другому посмотреть на эту репрессивную машину предлагает Кира Муратова в своем первом постсоветском фильме «Чувствительный милиционер» (1992). Абсурдистская комедия рассказывает историю эмансипации рядового милиционера, который находит в капусте ребенка и решает усыновить его. Эта авантюра помогает герою освободиться от навязанных гендерных стереотипов, превратиться из сурового представителя власти в чувствительного и мечтательного постсоветского обывателя с родительскими амбициями.

Название фильма Натальи Андрейченко «Шамара» (1994) вторит прозвищу главного персонажа Зины. Она - новый тип героини для украинского кино, такой, каким, в свое время, была «маленькая Вера» для советского. Она ведет себя брутально, но в душе носит романтические чувства к своему мужу-заключенному, который женился на ней, чтобы избежать сурового наказания за ее изнасилование. И хотя действие фильма разворачиваются в 70-х, стиль киноповествования, «декорации» - тюрьма, больница - дают право называть этот фильм кинолентой, отражающей реалии 90-х.

В ретроспективе также представлены комедии. «Вперед за сокровищами гетмана!» (1993) Вадима Кастелли повествует о потомке гетмана Полуботка, который узнает о своем казацком происхождении и о сокровищах, спрятанных его предком в Лондоне. Теперь на нем лежит миссия государственной важности: забрать гетманское золото, за которым также охотятся КГБ, украинская мафия, партийцы и ЦРУ. Фильм является ироничной реакцией на «истерические» попытки реставрации казацкого наследия в начале 90-х.

«Практически сразу после провозглашения независимости, последняя стала толковаться как событие политического порядка. Культура, в сложившейся ситуации, воспринималась скорее как декоративная рамка в нескончаемой череде официальных мероприятий. Эта редукция практически выхолащивает весь пафос независимости и сводит многообразный спектр эмансипативных процессов к бюрократическим практикам, оставляя за кадром потенциал эпохи. С помощью кинематографа, а именно редких и зачастую забытых украинских фильмов ранних 1990-х, мы попробуем показать, что же происходило за границами официального и государственного пафоса на маргиналиях украинской независимости», - говорит один из кураторов программы Станислав Мензелевский. Ретроспектива подготовлена совместно с Национальным центром А. Довженко. Кураторами ретроспективы стали сотрудники научно-программного отдела Национального центра А. Довженко - Станислав Мензелевский, Анна Онуфриенко и Александр Телюк.

Напомним, что 7-ой Одесский кинофестиваль пройдет с 15 по 23 июля. Помимо украинской ретроспективы в рамках фестиваля в этом году будет показана программа «Shakespeare on Film», в которую вошли пять знаковых экранизаций Шекспира.

На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

На Одесском кинофестивале покажут Чернобыль и гетманский клад

Венеция


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх