Для ликвидации ИГИЛ на Ближнем Востоке недостаточно военной операции, - FT
Регион нуждается в общем политическом курсе для уничтожения терроризма
Для ликвидации террористической организации "Исламское государство" (ИГИЛ) на Ближнем Востоке недостаточно военной операции правительственных войск Ирака и Сирии при поддержке международной коалиции, Ирана и России, пишет Financial Times.
Издание отмечает, что на сегодня джихадисты ИГИЛ находятся под серьезным военным давлением. В частности, они теряют позиции в Эль-Фаллудже на западе Ирака, притом, что Багдад при поддержке ВВС США также начал операцию по освобождению северного города Мосул, захваченный террористами два года назад в результате молниеносного удара из Сирии, который объединил территории самопровозглашенного халифата.
В то же время международная коалиция во главе с США наступает на Ракку- оплот ИГИЛ в Сирии. Освобождение этого города перекроет последнюю связь джихадистов с "внешним миром на границе с Турцией".
Financial Times пишет, что с военной точки зрения эти события выглядят многообещающими. Однако на Ближнем Востоке слишком много других "игроков", которые преследуют совершенно разные цели, поэтому ИГИЛ может нанести ответный удар даже при отступлении. Тем не менее, даже если военные операции против террористов пройдут гладко, политика вне поля боя выглядит настолько бесперспективной, что рано говорить об окончательном поражении "Исламского государства".
Издание отмечает, что Аль-Каида - предшественник ИГИЛ - была близка к полной ликвидации после операций США в Ираке в 2007-2008 годах. Однако в течение пяти лет джихадисты вернулись более сильными. Многое решила так называемая группировка Sahwa ("Пробуждение"), которая насчитывала около 100 тыс. боевиков суннитского толка, которая поглотила Аль-Каиду. Впоследствии Sahwa была маргинализирована, расформирована и преследуема шиитским правительством Ирака, который рассматривал суннитов как вооруженную угрозу его религиозной власти. В итоге джихадисты вернулись "в дело".
FT считает, что конфликт в Сирии, где суннитское большинство почувствовало себя преданным в результате того, что Запад не предоставил поддержку в восстании против режима Башара Асада, создает ИГИЛ условия для перегруппировки сил для возвращения в Ирак. В обеих странах сунниты вынуждены переходить на сторону "Исламского государства".
По состоянию на сегодня в ходе продвижения правительственных сил Ирака в Фаллудже гражданские сунниты оказались меж двух огней. ИГИЛ истребляет людей, которые пытаются покинуть территории. В Сирии многие арабы-сунниты опасаются территориальных притязаний курдов, которые составляют наиболее эффективную ударную силу союзников против ИГИЛ. В Ракке террористы убивают колеблющихся. В то же время Россия и поддерживаемые Ираном силы Асада продвигаются далее в Ракку, заявляя, что их главной целью не является ликвидация суннитов-повстанцев.
Financial Times отмечает, что сотни тысяч мирных суннитов оказались в ловушке между тиранией и террором, религиозной тиранией Дамаска и Багдада и дикой идеей суннитского превосходства, которую декларирует ИГИЛ. При этом в Сирии и Ираке нет общей политики, которая может изменить ситуацию, чтобы направить настроения мирных суннитов против "Исламского государства".
"Даже если различные силы в условиях войны заявляют о ликвидации "Исламского государства" в качестве своей главной цели, они все равно будут нуждаться в поддержке местного населения, чтобы полностью победить ИГИЛ", - утверждает французский аналитик Вашингтонского института Фабрицио Баланш, который специализируется на отношениях на Ближнем Востоке.
FT утверждает, что Россия захватила инициативу в Сирии, чтобы восстановить свой статус супердержавы, а Иран, несмотря на отмену санкций и сделку по ядерной программе, по-прежнему ведет себя так, как будто его приоритетом является укрепление оси шиитов из Ирака через Сирию в Ливан. Что касается США, то их влияние на регион пришло в упадок после операций в Ираке и решения Обамы не действовать против режима Асада в Сирии, после того как сирийские войска применили нервно-паралитический газ против повстанцев. Поэтому военные усилия США против ИГИЛ выглядят ограниченными. В то же время Турция, которая является главным союзником Америки в регионе, одержима идеей предотвращения дальнейших успехов сирийских курдов в то время, как Саудовская Аравия противодействует Ирану.
"ИГИЛ может продолжить терять территории. Но если США и Россия снаружи, а Саудовская Аравия, Иран и Турция внутри региона не могут прийти к согласию, чтобы наметить общий политический курс вместе, то вряд ли ИГИЛ можно будет вычеркнуть из суннитского мира", - пишет Financial Times.