Зрада и неравноценный обмен: Украина пошла на переговоры с террористами и преступниками (колонка главного редактора)
Сегодняшний обмен украинских граждан на украинских граждан, формально противоречащий 25-й статье Конституции (она запрещает выдавать соотечественников другой стране), выглядит больше "перемогой", нежели "зрадой". Однако далекоидущие последствия сделки между Порошенко и Путиным могут оказаться не столь радужными для нашей страны, хотя для людей, ставших предметом геополитического торга, все, слава Богу, закончилось благополучно.
В самом деле, если смотреть по статусу и уголовным перспективам обменянных лиц, то мы выиграли. Афанасьев и Солошенко получили реальные сроки - семь и шесть лет тюрьмы соответственно. Не будь обмена, второй точно бы умер в колонии - человек пожилой, плюс онкологическое заболевание.
У одесских сидельцев ситуация другая. Глищинская-Романова при всех своих проблемах, связанных с беременностью и рождением ребенка, наверняка была бы осуждена условно. В худшем случае - на 4-5 лет, которые она, согласно "закону Савченко", уже почти отсидела в изоляторе. Диденко вообще должен был выйти на свободу через месяц - по тому же закону.
Российские нормативные акты такого либерализма и всепрощения не предусматривают: у них все очень жестко и даже, я бы сказал, жестоко. Авторитарная страна, что с нее взять. Иными словами, мы своих людей спасли, враг же получил то, что и так должен был получить, безо всяких обменов.
В политическом и общечеловеческом смысле ситуация, однако, куда хуже. Глищинская и Диденко, прибыв в Москву, наверняка будут вещать на весь мир об ужасах, царящих ныне в Украине. Елена расскажет о сырых застенках и пытошных камерах одесского СИЗО, в которых ей чудом удалось сохранить дитя. Диденко поведает о том, как у него выбивали признание, загоняя иголки под ногти. А когда обменяют фигурантов дела 2 мая Мефедова и Сакауова (по нашей информации, это произойдет в ближайшие дни), планета узнает новые подробности о правосеках, живьем пожиравших людей в одесском Доме профсоюзов. Афанасьев и Солошенко, более чем уверен, если и будут говорить, то Украина их показания использовать не сможет. Куда нам до Киселева? Да и нет у нас пропагандистской машины.
Ну а самое главное - и Афанасьев, и Солошенко невиновны. Совсем, абсолютно и полностью. Даже если рассматривать их дела формально. Солошенко, пожилой директор завода, поехал по приглашению друга, оказавшегося провокатором, на Россию и был задержан якобы за шпионаж. Человек, который всю жизнь продавал россиянам военную продукцию! Это ли не фарс?
Москва утверждает, что Афанасьев готовил вместе с Сенцовым и Кольченко теракты в Крыму. Против российских государственных и общественных структур. То есть, против оккупантов. Какие ж это теракты? Это партизанская война, гражданский протест против вооруженной агрессии - все что угодно, только не терроризм. Зоя Космодемьянская и Вера Волошина занимались почти тем же. Впрочем, нет. Они все-таки жгли села, то есть совершали военные преступления. Но считаются героинями. Сенцов, Афанасьев и Кольченко никого не убили, на домохозяйства не покушались, но их признали террористами. Спасибо хоть не шлепнули на заднем дворе "управления ФСБ по Крыму".
Точно так же, как и крымские партизаны, невиновна Надежда Савченко - военнослужащий, плененный на своей территории во время исполнения конституционного долга.
Аналогично и по другим украинцам, томящимся в российских тюрьмах. Им просто не повезло оказаться в не самое удачное удачное время по ту сторону границы с "нехорошим" паспортом в кармане.
На другой чаше весов - люди, которые за деньги (и это доказано) планировали акции протеста, организовывали провозглашение очередной "народной республики", сознательно действовали против своей (совсем своей, по паспорту) страны. А также наемники или диверсанты, задержанные с оружием в руках после убийства украинцев на украинской земле. Сепаратисты, бандиты и террористы. Настоящие, а не придуманные.
И вот таких персонажей меняют на честных граждан, вся вина которых - исключительно в том, что соседняя империя решила взять их в заложники.
С одной стороны, да, надо вытаскивать и спасать от верной смерти своих. С другой - это то, чего обычно не делают все приличные государства: мы ведем переговоры и торг с бандитами. Израиль не меняет своих пленных солдат на задержанных палестинских террористов, та же Россия предпочла устроить побоище в "Норд-Осте" и Беслане, но не выпустила ни одного чеченского боевика из тюрьмы. Украина поступает иначе. И тем самым загоняет себя в ловушку. Стирая грань между террористом и его жертвой, мы и сами, будучи большой коллективной жертвой, соглашаемся рассматривать все наше огромное государство в качестве всего лишь "стороны конфликта" и "партнера". Если так пойдет и дальше, следующим шагом будет признание Крыма и ОРДЛО "спорными территориями", "предметом переговоров" и так далее. Как Курильские острова, которые Япония считает своими, но которые контролирует Россия и по поводу которых ни у кого во всем мире не возникает баттхерта. Типа ссорятся и ссорятся, все равно японцы первые начали...
Зрада? Не знаю, может, у руководства страны есть хитрый план, и мы переиграем россиян. Но пока очень на нее похоже.
Автор - Олег Константинов, главный редактор "Думской"