Для России наступает время решений на украинском направлении
Несмотря на стрельбу и жесткость риторики с обеих противостоящих сторон в Донбассе, наблюдаются попытки договориться о компромиссе, в в публичном пространстве все чаще "звучат слова «полицейская миссия» как инструмент для разведения сторон и стабилизации военной ситуации в регионе", пишет вице-президент московского Центра политических технологий Алексей Макаркин в статье, опубликованной на страницах "Московского комсомольца".
"Для ДНР-ЛНР вариант с «полицейской миссией» выглядит угрозой, так как возрождает страхи того, что Россия «сливает» непризнанные республики, - отмечает политолог. - Впрочем, такие страхи были и раньше, но они не сбывались. Вопрос заключается в том, что такое «слить». Если речь идет о допуске украинских войск в Донецк и Луганск, то этот вариант никем всерьез не рассматривается. Однако для наиболее радикальных сторонников ДНР-ЛНР «слить» - значит, отказаться от какого-либо продвижения проекта «Новороссия» - если не до Харькова и Одессы, то хотя бы до Мариуполя. В этом смысле действительно можно говорить о пересмотре позиции, но он наступил не в этом году, а еще в 2014-м (дебальцевские бои были связаны со стремлением выровнять линию фронта, а не передвинуть ее к границам Донецкой области)".
При этом автор подчеркивает, что для России вопрос о расширении роли ОБСЕ приемлем, хотя сам термин «полицейская миссия» вызывает неприятие из-за его возможного широкого толкования.
"После резолюции Совбеза ООН 2011 года о бесполетной зоне над Ливией, приведшей к разгрому режима Каддафи, Москва крайне недоверчиво относится к подобным формулировкам, - объясняет эксперт. - Представляется все же, что компромисс по ситуации на востоке Украины в принципе возможен. Так, спорная «полицейская» формулировка может быть заменена на другую - например связанную с расширением уже существующего мандата ОБСЕ, выполняющей наблюдательную функцию в регионе. Похоже, что в России все более усиливается влияние точки зрения о том, что украинский кризис надо разрешать на основе договоренностей".
"Таким образом, для России наступает время решений - как на украинском направлении, так и в общем контексте отношений с Западом, который тесно связан с решением проблемы Донбасса, - резюмирует Макаркин. - «Красной линией» для российской власти в украинском вопросе может быть статус Крыма (он не является предметом обсуждения) и сохранение идентичности населения востока Украины, недопущение ее подавления центральными властями страны. Все остальное может быть предметом политических договоренностей, направленных на то, чтобы смягчить внешнеполитическую ситуацию и снизить давление на российскую экономику. Шанс на такие договоренности сейчас выглядит реальным - тем важнее его не упустить".