Советский вестерн или грандиозное кино - «Человек с бульвара Капуцинов» вышел в свет 29 лет назад
Вестерн, Дикий Запад, Америка, индейцы, питейные заведения Салуны, массовые драки и разборки, грязные волосатые преступные личности, девица в полуголом виде, отплясывающая в обрамлении страусиных перьев - все это было таким далеким для любого советского гражданина. В СССР при коммунистическом укладе такой расклад жизни не укладывался в умы народа и был какой-то неизвестной сказкой, которая за «железным забором» практически не просочилась в страну. Естественно, после выхода знаменитейшей кинокартины «Человек с бульвара Капуцинов» 23 июня 1987 года в столичном московском кинотеатре «Мир», толпы населения спешили посмотреть на необычный фильм.
Предыстория
Режиссером стала известная женщина в Советском Союзе - Алла Ильинична Сурикова, а автором сценария выступил гениальный Эдуард Акопов. Совместными усилиями было принято решение о кандидатуре на роль главного героя мистера Джонни Феста одного из самых знаменитых и любимых актеров - Андрея Миронова. Но не все оказалось так просто, ввиду плотного рабочего графика и множественных постановок в театре Миронов очень долгое время не мог уделить внимание и сняться в картине. Первоначально, после прочтения сценария, он отметил, что сюжет является интересным, но Андрей не был им увлечен - свое согласие он дал лишь после напора со стороны Суриковой. Актер, как истинный джентльмен, не смог устоять перед просьбами режиссера, а самое главное - еще и женщины. Но Алле Ильиничне пришлось подождать пять-шесть лет. В своей книге «Любовь со второго взгляда», которая отчасти стала мемуарами, она пишет, что без Миронова фильм никогда вышел бы в свет и ни один человек не смог насладиться перипетиями в вестерне советского производства. Поэтому она ждала Андрея эти годы и не прогадала - кинолента получила ошеломительный успех, за 12 месяцев проката более 60 миллионов человек пришли в кинотеатры на просмотр картины.
Актерский состав
Да, состав актеров вобрал в себя самых лучших и знаменитых театральных и кинематографических деятелей, практически все звезды СССР того времени принимали участие в съемках. Сурикова была не уверена относительно кандидатуры одной из самых ярких личностей фильма - кокетки и танцовщицы Дианы. Она предоставила окончательный выбор Миронову - сделала кадры с пробного кастинга всех претенденток, и Андрей остановил свой выбор на Александре Яковлевой-Аасмяэ, которая стала его партнершей по съемочному процессу и возлюбленной в рамках кинофильма.
Актеры, снявшиеся в киноленте, впечатляют - Николай Караченцов, Михаил Боярский, Олег Табаков, Игорь Кваша, Наталья Крачковская, Леонид Ярмольник и список можно продолжать. Единственное упущение, по которому Сурикова позже сожалела - она не дождалась подходящей возможности и свободного времени у двух армянских деятелей Армена Джигарханяна и Фрунзика Мкртчяна. В следующем своем творении Алла пригласила Джигарханяна самого первого.
Не маловажную роль на составе съемочной площадки сыграл и Миронов - именно он уговорил знаменитого композитора Геннадия Гладкова принять участие и сотворить музыкальное сопровождение совместно с автором и поэтом Юлием Кимом. Примечательно, что все песни Андрей и Боярский исполнили самостоятельно, Караченцов пел совсем немного, а вот за Яковлеву-Аасмяэ свой голос отдала Лариса Долина, так как актриса абсолютно не могла что-либо пропеть. Многие хиты из кинофильма впоследствии стали популярными шлягерами, а сами песенные композиции записали намного раньше съемок.
Начало съемок
Местом проведения всего съемочного процесса летом 1986 года был выбран Крым ввиду подходящего рельефа и гористой местности, непосредственно, группа облюбовала Тихую бухту вблизи Коктебеля. Так как кроме открытой равнины ничего предоставлено не было, декораторы и все участники съемок самостоятельно соорудили городок Дикого Запада из картона и различных приспособлений. С этим были определенные проблемы, ввиду того, что на «Мосфильме» не было вообще никакого инвентаря для проведения подобного съемочного процесса - ни седел, ни специфической одежды и все приходилось создавать самим и своими руками. В один из дней бухту накрыло мощным штормовым ветром и если бы не Сурикова, от ненастоящего города не осталось бы практически ничего. Она самая первая выбежала с инструментами и начала ставить опоры, после этого остальные бросились ей на помощь, однако перед этим мирно играли в карты недалеко от съемочной площадки.
Скандал
Одним из интересных моментов стал инцидент с неким генералом Советского Союза, чье имя история умалчивает. Он и его подопечные некоторым образом помогали снимать кино, предоставив в распоряжение группы лошадей и людей. Но после ситуации, когда генерал посадил на дилижанс своего солдата, который развил слишком высокую скорость и чуть не перевернул его, развернулся скандал. Сурикова и военный орали и посылали друг друга в далекие края на постоянное место жительства, после этого он развернулся и уехал - вместе с подопечными и лошадями, такими нужными для кадров. На этом моменте чуть не закончилась история создания великолепного «Человека с бульвара Капуцинов», но на помощь пришли обычные местные жители. Они начали приводить своих лошадей и всячески помогать съемочной группе. Некоторые считают, что генерал обиделся из-за отказа принять его в качестве актера на любую небольшую роль в фильме, но эта информация не подтверждена.
Название
С названием фильма тоже были некоторые проблемы. Уже во время процесса съемок Сурикова прочитала информацию, что в Париже бульвар называется не Капуцинов, а Капуцинок. Этот факт поверг ее в уныние, и режиссер объявила конкурс на новое имя для своего шедевра. Свои варианты предлагал абсолютно каждый, а призом за наилучшее название Сурикова назначила бутылку лучшего коньяка. Немного позднее, во время душевных терзаний относительно такого гениального имени и требованием сменить его из-за недостоверности, она нашла другую информацию, подтверждающую, что среди статей и литературы были допущены ошибки. Бульвар все же назывался Капуцинов. В действительности же, парижская улочка носит наименование именно Капуцинок, но это стало известно намного позднее.
Интересные моменты съемок
Ввиду того, что все американские вестерны о Диком Западе снимались с массовыми драками, разбиванием мебели о головы и метанием людей через окна встал вопрос относительно сохранности актеров и их тел во время рабочего процесса. Специально для этих целей из Санкт-Петербурга была заказана особая смола, из которой выливали стекла и различную утварь, в том числе и бутылки, так часто разбивавшиеся обо всех. Состав вещества был таков, что внешне при ударах окна разлетались во все стороны, сверкая осколками, однако они были абсолютно безопасны и не травмировали головы любимых актеров.
Помимо этого Сурикову интересовал вопрос - как в американских фильмах герои так активно бьют мебель, и участники не уезжают потом в больницу с сотрясением мозга? Было выявлено, что для этих целей используют особое и очень редкое дерево, которое растет только на Эквадоре. Естественно, никаких денег для такой дорогостоящей поездки у режиссера не было, однако через своих знакомых и друзей она выудила информацию - у генерала из ДОСААФа есть экземпляры этого легкого и такого нужного материала. Ситуацию Сурикова взяла в свои руки - она привела себя в порядок, красиво оделась и накрасилась и направилась прямиком к военному с просьбами выделить ей это дерево. Практически сразу и с порога она заявила, что пришла соблазнять генерала. Используя свой актерский потенциал и живость характера, режиссер красочно описала и актеров и съемки, все тонкости происходящего и смогла добиться своего - военный не устоял перед напором настойчивости Аллы и безвозмездно отправил на нужды группы целый кубометр ценного дерева.
Конец
Концовка фильма впечатлила впоследствии всех, это последний фильм, в котором снимался Миронов, так быстро и неожиданно ушедший из жизни. В киноленте умирающему Фесту включили синематограф, а Билли Кинг и плакал и смеялся. То ли итог киношедевра предназначал скорую кончину знаменитого актера, то ли так совпали звезды - остается только предполагать.