27 округ: как идет подготовка к выборам
В прямом эфире программы «Вечерняя мясорубка на 51 канале «провернулся» председатель окружной избирательной комиссии Александр Литвин. Он рассказал ведущим Ольге Палий и Сергею Шишкину, как идет подготовка к выборам, почему так много претендентов на одно депутатское место, как отсутствие ткани может сказаться на выборах и почему придраться к кандидатам в депутаты за нарушения практически невозможно. - У журналистов появился такой термин: «провернуться в «Вечерней мясорубке». Отчасти это правильно, потому что у нас всегда только высокопоставленные и отчаянные гости, которые что-то знают о Днепропетровске. А сегодня на наши вопросы ответит председатель окружной избирательной комиссии Александр Литвин. Добрый вечер! Вы в курсе наших правил? Коротко и по существу, и только правду. Александр Литвин: Всем добрый вечер! Понятно.
- Кого мы будем избирать 17 июля? Александр Литвин: Это промежуточные выборы в Верховную Раду Украины. В 27 округе депутат стал мэром, поэтому место освободилось. Подобные выборы пройдут в семи регионах страны. В Днепропетровске выборы пройдут на участках в Соборном районе, 4 участка в Самарском районе и 13 - в Кировском (Центральном - ред.). Всего будет 86 участков.
- Ходят слухи, что денег на это не хватает. Выборы централизованно финансируются. На каждого кандидата выделяют бюджет, что-то на эфир, другие вопросы... Вообще, сколько стоит провести выборы? Александр Литвин: Сказать трудно, но всегда можно сэкономить. Есть средние расчеты, нормы. Но, поскольку это выборы промежуточные, есть недофинансирование. Мы вчера были в ЦИК, где нам заявили, что на сегодня финансы есть в размере 57,7 процентов от общего среднего объема.
Я считаю, что город Днепропетровск готов обеспечить выборы в одном округе - это нетрудно. Когда я ехал к вам на эфир, мне сказал бухгалтер, что есть 700 тысяч. Они пойдут на заработную плату... Детально могу рассказать. Не хватает на ткани для кабинок. Говорят, надо использовать старые.
- А они, вообще, есть? Александр Литвин: Есть, они хранятся на базе школ, университетов, общежитий. Сами конструкции у кого-то из дерева, у других - из железа. Для них нужна ткань, которая обеспечит тайну голосования.
- Сколько кабинок в одной школе или на одном участке? Александр Литвин: Они делятся на малые, средние. По закону, не может быть меньше шести кабинок. Обычно после выборов о кабинках уже никто не думает. А перед выборами ткань крепят степлером. Потом стараются побыстрее разобрать, потому что в аудиториях на следующий день должны проходить занятия.
- И те, кто подсчитывает голоса, - им уже не до кабинок? Александр Литвин: Конечно. Главное - итоговый протокол.
- Из чего еще выборы состоят? Куда еще идут деньги? Александр Литвин: Нужны бюллетени - на них деньги есть, члены комиссии, избиратели. И пользуясь случаем, хочу пригласить всех на выборы, кто имеет право голоса.
- А как насчет эфира для каждого кандидата? Их же там много. Александр Литвин: Необходимо порядка 1,2 млн грн. По закону, каждому - 20 минут на государственном ТВ и 20 минут - на радио. Кандидатов у нас на сегодня 61, а в ЦИК нам сказали, что рассчитывали на 25. Но у нас еще не так много. В Луганской области - более ста.
- То есть примерно сорока процентов денег не хватает. Что будет, если недостающие средства вдруг не появятся? Александр Литвин: Будем торговаться с телеканалом. Но есть нюанс: ЦИК требует, чтобы мы заплатили за реально использованное время. Мы понимаем и прогнозируем, что не все кандидаты придут на эфир. Таким образом, будем платить за реально использованный эфир. ЦИК обещает нам доплатить, если не хватит. Говорят, пишите письма нам.
- То есть человек не хочет о себе рассказать, заплатив 14 тысяч взноса? Странная позиция. Александр Литвин: Не все, скажем, на радио пойдут. Но это их право. Мы должны гарантировать эфир и обеспечить его. Но если захотят в эфир все, будем требовать у ЦИК, чтобы заплатили согласно договору.
- Теоретически, чем больше кандидатов, тем больше денег. Александр Литвин: Не окупают депутаты свое участие в выборах - не хватает.
- Досадно. Александр Литвин: Конечно.
- Но можно цену на «входной билет» повысить. А все ли смогут проголосовать? Есть ограничения какие-то? Александр Литвин: Имеют право голосовать те, у кого регистрация в паспорте в границах округа. Сейчас возникают формальные вопросы по старым и новым названиям улиц. Но все равно мы должны обеспечить нормальное голосование. В паспорте - одно название, а его изменили. Но, если человек есть в избирательном списке - есть все основания для его участия в выборах.
- 61 один кандидат - это достаточно много. Когда напечатают бюллетени и все ли они дойдут до выборов? Александр Литвин: Дойдут не все. Законом прописан механизм подачи списка на жеребьевку. Но есть так называемая серая часть избирательного процесса - это избирательные штабы, которые повышают шансы людей, которых они контролируют, попасть в участковые избирательные комиссии. Я понятно изъясняюсь?
- А подробнее? Александр Литвин: Штабы заинтересованы, чтобы было больше людей, которые будут контролировать честное голосование.
- Речь о подконтрольных членах комиссий? Александр Литвин: А как поднять шансы в таком случае?
- Зарегистрировать технических кандидатов.
Александр Литвин: И так их называют. Таким образом увеличивают шансы, что там именно эти будут люди. Каждый кандидат подает свой список кандидатов в участковую избирательную комиссию. Сегодня максимально возможен 61, а мест будет 12, причем 6 из этих мест заберут те партии, которые зарегистрированы в аппарате Верховной Рады. То есть 6 фракций гарантировано получат по одному месту в каждой ОИК, если подадут документы.
- Механизм такой: имеешь достаточно денег, регистрируешь как можно больше кандидатов и получаешь высокие шансы войти в комиссии? Александр Литвин: Да.
- Прекрасно все устроено! Александр Литвин: Жеребьевка 30 числа, а первого должны быть сформированы комиссии. Возможно, кто-то снимется с регистрации.
- Те, чьи кандидаты не прошли? Александр Литвин: Если потом снимутся, их места все равно остаются в комиссиях.
- А тем, кто снялся, возвращают деньги? Александр Литвин: Там есть два варианта. Партия, которая выдвигала кандидата, может, согласно своему уставу, написать заявление в ЦВК о том, что снимает его. Или сам кандидат может написать заявление. Это надо сделать до 4 числа. До 6-го вопрос решит ЦИК, которая вносит изменения в бюллетень, и деньги возвращаются.
- А кто после 6-го, то все уже? Александр Литвин: Да, они будут гарантировано в бюллетене.
- Однофамильцев много: Красновых, Томчук и Рычковых по четыре. Александр Литвин: Все честно (смеется - ред.).
- Очевидно же, что это неспроста. Александр Литвин: Я понимаю, о чем вы. Но мы в комиссии относимся ко всем одинаково равно. Эти люди подают документы в ЦИК, мы их у себя не видим.
- Если я хочу стать депутатом, то надо из Днепра ехать в Киев? Александр Литвин: Да. И если хотите пожаловаться на кандидата, например, биллборд неправильно висит, на другие нарушения, - тоже. И это правильно, согласитесь. Сейчас 7 округов по Украине. А когда их 225, и каждый принимает решения. Там ведь не все профессионалы. Как говорят в футболе, попадаются и любители. А избирательный процесс крайне быстрый. Нет времени обжаловать решения, разобраться, как следует. А в ЦИК на постоянной основе работают специалисты с опытом. Тем более что наша ЦИК давно работает. Так что это правильно - чтобы не было злоупотреблений.
- Съездили, подали документы. На одной фамилии - 4 кандидата. Как посмотреть на фото второго, третьего и четвертого? Александр Литвин: Они есть в документах. Были случаи, что без фото не регистрировали, ведь ЦИК готовит информационные плакаты, и они будут на участках.
- И после подачи документов кандидату нигде больше появляться не нужно? Александр Литвин: По закону, да, насколько я помню. Это их право, а не обязанность - приходить или нет на телеэфир. Принимать активное участие в агитации или нет. Они могут зарегистрировать не более трех доверенных лиц, и те за них будут приходить, куда надо, даже от имени кандидата подавать жалобы.
- Были ли вопиющие нарушения во время регистрации? Александр Литвин: Жалоб в окружную избирательную комиссию на сегодня не было.
- А «Опора» регулярно рассылает релизы о нарушениях. То реклама без исходных данных, то еще что-то. Они жалуются в ЦИК. А если «Опора» найдет что-то очень страшное и большое, к вам придет указание или все-таки ЦИК будет решать? Александр Литвин: В свое время оппозиция добилась того, чтобы кандидата могли снять. Но ему выносят предупреждение, которых может быть бессчетное число, а не снимают.
- И можно делать что угодно, получается? Широкое поле для троллинга. Александр Литвин: Да. А «Опора» только помогает нам в работе - причем бескорыстно. Мы читаем их аналитику, отчеты. Они также имеют право идти в суд.
- А если они заявят, что финансирование кандидата - не из избирательного фонда? Кстати, по поводу денег. Все ли фонды зарегистрировали? Александр Литвин: Что до нарушений - это вопрос к органам по борьбе с коррупцией. А к нам приходит корреспонденция об открытии фондов. Все или не все открыли - не готов статистику озвучить. Но за 7 дней до голосования должен быть предоставлен промежуточный отчет. Сводный отчет мы отправим в ЦИК, тогда можно будет сказать что-то конкретнее.
- Вы даже не знаете, сколько открыто фондов? Александр Литвин: Мы не несем за это ответственность.
- И если кто-то платит не из фонда, то, выходит, бог с ними? Александр Литвин: У вас есть такая информация?
- Наверняка это будет происходить, все будем за этим наблюдать. И если заранее известно, что никто за это не будет наказан... Александр Литвин: Это известно с 2012 года. Закон этот - старый. Была даже юморина по этому поводу: мол, каждые выборы - новый закон. Давно все об этом знают. Попробуем обыграть ситуацию. Например, я - кандидат, повесил «борд». Говорят: «Давайте его накажем». А я приду и скажу, что это в обход меня сделали, чтобы снять мою кандидатуру. Слово - против слова. Как докажешь? Выходит, надо, чтобы сам кандидат влез на лестницу и установил эту рекламу.
- Это так же нереально как встретить на улице динозавра. А как быть с фальстартом? Недавно был очевидный случай: «бордами» город увешан, а кандидат еще даже не зарегистрирован. Александр Литвин: вам мое личное мнение надо? Если официально - это не вопрос окружной комиссии. А мое личное мнение: если будет заявление в ЦИК, ничего страшного не произойдет.
- Но есть же определенные правила. А если все начнут это делать? Александр Литвин: Какие правила? Например, кандидат повесил «борд», где написано «Я тебя люблю» или «С днем рождения!». Что он нарушил?
- Нет, там был портрет кандидата, его имя... Александр Литвин: Он еще не был кандидатом.
-... и надпись: «27 округ» с характерной галочкой. Александр Литвин: И в чем нарушение?
- В целом вроде ни в чем. Александр Литвин: Нет такого в законе, что это нарушение.
- Юристы - страшные люди! Александр Литвин: Я не юрист.
- Да, закон как дышло, куда повернешь, туда и вышло. Однако давайте еще об округе. Там много общежитий, студентов. Лето на дворе. Придут они голосовать? Александр Литвин: Очевидно, что студентов в общежитиях не будет, а значит, явка будет там низкой.
- А какой процент составляют эти самые общежития? Александр Литвин: Не готов ответить.
- Плюс отпускной период снизит явку. Люди вряд ли отменят свои отпуска ради выборов. Такой уровень сознательности, как нам кажется, еще не достигнут. Александр Литвин: Мы же сейчас не призываем, чтобы все пришли голосовать. Обычно явка 40-50 процентов. Сейчас пусть те приходят, кто не ходил голосовать ранее.
- А еще есть дачи, картошка, шашлыки... Александр Литвин: В этот день будет дождь, и на дачу никто не поедет (смеется - ред.). Но! - почему я хочу, чтобы люди пришли? Это результат нашей работы, хочется, чтобы его оценили: выбивание тканей для кабинок, организация работы участков. Мы как-то шутили. У нас 11 спецучастков - например, больницы. Там же можно простыни взять (смеется - ред.). Но хочется, чтобы провели выборы достойно.
- А если все куда-то уедут и почти никто не придет, выборы будут считаться состоявшимися? Александр Литвин: Даже если один человек придет - нет ограничений в данном вопросе. Это ранее надо было, чтобы не менее 50 процентов пришло избирателей.
- По поводу переименований улиц, районов. Будут какие-то списки соответствия? Как было, как стало? Александр Литвин: Списки по переименованиям у нас есть. Кроме того, думаю, люди знают новые названия своих улиц.
- Знают. Но когда придут и покажут паспорт с ул. Ленина, например, насколько возрастет нагрузка на членов ОИК и надо ли людям бежать в паспортный стол, чтобы быстро перерегистрироваться? Александр Литвин: В целом нагрузка снизилась... Я не могу призывать идти или не идти перерегистрироваться. Мы должны сделать так, чтобы каждый голос избирателя был учтен, а не искать основания для невыдачи бюллетеня. Так было бы неправильно.
- Мы не об этом. Просто, может, из-за этого очереди будут образовываться? Александр Литвин: Не будет очередей.
- Сколько сантиметров уходит на одну фамилию в бюллетене? Александр Литвин: Думаю, полтора сантиметра максимум.
- То есть, ориентировочно, длина бюллетеня будет стремиться к метру? Александр Литвин: Это не самое страшное. Все относительно, все в сравнении. Где-то было 117 кандидатов. В Чернигове в прошлом году было за сотню. Люди справились, живы и здоровы, так же и мы справимся.
- Есть люди, которые заранее готовятся к выборам и хотят убедиться, что там все правильно - после того, как они фамилию сменили или недавно переехали в этот прекрасный город. Как им быть уверенными, что они есть в списках и смогут нормально проголосовать? Дадите полезные советы? Александр Литвин: Обязательно надо проверить себя в списках избирателей. На постоянной основе работает сайт «Госреестр избирателей»: drv.gov.ua. Там, в самом верху, есть личный кабинет. Регистрация очень простая. Отсылаете туда запрос, и в течение недели вам придет ответ. Бывает, не нашли, потому что ошибка была в дате рождения. Если вас нет в списках, то они или сами проверят, или отправят запрос в полицию. Также вы можете отнести свои данные с копией паспорта в отделения Госреестра избирателей, которые находятся в райисполкомах. В данном случае - в Самарский, Соборный и Центральный. Заявление по форме простое.
До 6 числа члены комиссий должны разнести приглашения. Если вам его принесли, значит, вы точно есть в списках. Если не принесли, нужен сигнал тревоги и надо проверить ваши данные обязательно.
Не исключаю, что виновата может быть халатность членов участковых избирательных комиссий. Например, если положили приглашение на почтовый ящик или вставили его в двери, а оно потерялось или украли. Так что проверяйте себя, поскольку за 5 дней, если не ошибаюсь, списки уже закрываются, и внести в них изменения невозможно.
- Ваше пожелание электорату? Александр Литвин: Я хочу, чтобы все, кто хочет прийти на выборы, проверили свои данные в списках избирателей. А вас хочу поблагодарить, что пригласили на эфир. Еще хочу поблагодарить всех тех сотрудников органов местного самоуправления, которые помогают нам в работе с техническим обеспечением.
- И вам большое спасибо!