Кинофестиваль «Немые ночи» расскажет о женской эмансипации и чувственности
8 – 10 июля в Одессе состоятся показы 7-го Фестиваля немого кино и современной музыки «Немые ночи», который представит зрителям классические немые фильмы в сопровождении живой музыки. По традиции фестиваля архивное кино обретет именно современную музыкальную трактовку.
"Заложенная два года назад традиция определять ведущую тему фестиваля "Немые ночи", которая раскрывается фильмами программы, продолжится и в этом году. В 2016-м это – женская эмансипация, мощный всплеск которой пришелся на 1920-е и счастливым образом запечатлелся в немом кино.
Сначала родился образ фестиваля - причудливый и величественный лик Лилиан Гиш, символизирующий то ли хтоничность женственного начала, то ли погруженность его в воды самоотражения. Некоторая сюрреалистическая составляющая этого образа - проросшее древо то ли сомнения, то ли искушения, и миниатюрная мужская фигура на его фоне, которая, как верхушка айсберга, возвышается над женской фигурой, символизируют инвертированный дисбаланс мужского и женского.
Уже этот образ диктовал тему фестиваля, вокруг которой фильмы программы выстроились в удивительно логическую линию всего спектра женских ролей своего времени. Так сложилась программа 2016 года "Немые ночи. Femme mute". Эмансипация вестернизированной восточной женщины, которую социальный дисбаланс обрекает на торговлю собственным телом (китайский фильм «Богиня»), украинской машинизированной женщины-робота в период социальной модернизации ( «Небывалый поход») и женщины-заложницы в милитаристском мифологизированном обществе казачества ( «Тарас Трясило» ), американской женщины традиционалистского Юга («Ветер») в противовес урбанизированной женщине-flapper, немецкой женщины-одиночки в период послевоенного кризиса ( «Черный ход») - это растянутая в веках, но концентрированная в десятилетии немого кино история небывалого похода женщины на пути к освобождению и поиску себя.
На маргинесах политической немоты женщины 1920-х рождалась новая экранная чувственность. Титулы сетов фестиваля - великие кинодивы Востока и Запада: Жуань Линъюй, Наталья Ужвий и Лилиан Гиш, чье лицо стало образом 7-х «Немых ночей».
В программе 7-го фестиваля - две мировые репремьеры украинских фильмов, которые долгое время считались утерянными. Фильм Петра Чардынина «Тарас Трясило», пышно костюмированная историческая драма и одновременно самый дорогой фильм эпохи, был найден только в 1998 году в хранилищах Французской синематеки, где хранился под названием «Татары». Авангардистский эксперимент Михаила Кауфмана «Небывалый поход», рассказывающий историю коллективизации (индустриализации) украинского села, долгое время никем не затребованный, лишь в 2015 году вышел из архивов и был возвращен в культурный оборот благодаря новой музыке, написанной композитором Антоном Байбаковым", - рассказал Иван Козленко, директор Национального Центра Александра Довженко, организатор фестиваля.