К делу по расстрелам на Майдане приобщили американские патроны
Суд по делу "Беркута", наконец-то становится все более содержательным. Прокуратура приобщает к делу улики и экспертизы, связанные с расстрелом протестующих на Институтской в феврале 2014 года. Однако вопросов меньше не становится. Скорее, наоборот.
На скамье подсудимых все те же пятеро: милиционер-водитель Николай Зинченко, альпинист Павел Аброськин, кадровик Олег Янишевский, снайпер Александр Маринченко и Сергей Тамтура.
Автомат Аброськина
- Предоставляются материалы, - судья берет из рук прокурора Романа Псюка увесистую папку с документами. - Экспертиза гильз и пуль, - бегло пробегает он глазами по бумаге. - Гильза выдана свидетелем Соколовым, которую нашел гражданин Онищенко возле бетонной баррикады. Так... дальше... Выданные на экспертизу свидетелями Тертичным, Бонюком, Ковальчуком.
Все гильзы нашли или изъяли из тел и передали на экспертизу сами майдановцы.
- Это уже нарушение процедуры, - пожимает плечами адвокат экс-беркутовцев Игорь Варфоломеев.
Но судья зачитывает дальше.
Найденные гильзы и пули эксперты сравнили с контрольными образцами - пулями, отсрелянными из 24 автоматов, которые по документам были закреплены за спецротой "Беркута". Или "черной ротой", как окрестили ее журналисты.
- Установлено, что следы на пуле от автомата с серийным номером 864113 1974 года выпуска совпадают с гильзой, предоставленной Соколовым, - зачитывает судья.
- Это один из автоматов, который был закреплен за спецротой "Беркут", - поднимается Роман Псюк.
- Из автомата с таким номером были убиты Виталий Смоленский и Анатолий Жаловага, - поднимается с места адвокат потерпевших.
- Все гильзы идентифицированы: они были отстреляны из автоматов, закрепленных за спецротой "Беркут". Три из них выпущены из автомата Аброськина, - продолжает Роман Псюк. - Кроме того, соотнесены пули, выпущенные из автомата Панченко, который объявлен в розыск, и погибшего Симисюка.
Экспертизы на любой вкус
- Меня терзают смутные сомнения, - поднимается с места один из трех адвокатов экс-беркутовцев Стефан Решко.
- Эти три эксперта еще в 2015 году исследовали те же предметы, и пришли к совершенно другим выводам, - поддерживает Горошинский. - Это уже третья экспертиза, которую они проводят. В одной они соотносят пулю с оружием Аброськина, в другой ту же пулю соотносят с оружием другого человека. Раньше были совпадение по Зинченко. Теперь их нет. А исследуют одни и те же предметы. Иногда в рамках одной и той же экспертизы в одну и ту же пулю относят к разным стволам. Причем, каждая новая экспертиза категоричнее предыдущей: "есть все основания считать, что...". А на деле там ошибка на ошибке. Например, в одной из экспертиз есть ссылка на более позднюю экспертизу. То есть, экспертизы еще нет, но на нее уже ссылаются.
- Я хочу обратить внимание суда, что в мотивирующей части экспертизы указаны 24 автомата, а в результативной - 22, - в "бой" вступает адвокат Игорь Варфоломеев. - И есть отличия между серийными номерами. Раньше эксперты считали, что 92 исследуемые гильзы выпущены из 8 экземпляров орудия, в этой пишут, что из семи.