В Краматорске Ассистента кафедры ДГМА признали пособником террористов
Осужденный вину не признал и заявил, что "ДНР" не поддерживал
Краматорский городской суд в лице судьи Анастасии Михальченко приговорил к 4 годам лишения свободы ассистента кафедры компьютеризированных мехатронных систем инструментов и технологий Донбасской государственной машиностроительной академии.
Следствие установило, что с января по март 2015 года осужденный передавал боевиками группировки «ДНР» информацию о перемещении и расположении Вооруженных сил Украины в Краматорске и окрестностях. Мужчина наносил всю собранную информацию на карту и пересылал с помощью электронной почты боевику с позывным «Ямал». Также он сообщал о передвижении украинской военной техники по телефону.
По данным следствия, осужденный, в частности, сообщал о военной технике, которая расположена возле виноградников недалеко от аэродрома, передал информацию о расположении военных на Карачуне и схему военной части в Бахмуте.
Его задержали 31 марта 2015 года, через три дня после того, как у него поменялся куратор в группировке «ДНР».
Осужденный не признал свою вину
Ассистент кафедры ДГМА свою вину не признал. По его словам, он не поддерживает «ДНР» и никогда не передавал группировке какую-либо информацию. Осужденный рассказал, что 28 марта 2015 года его задержали неизвестные в форме, когда он вечером шел с магазина домой (по данным следствия, именно в тот день мужчина в последний раз связывался с боевиками). После задержания его привезли домой, обыскали его квартиру, затем обыскали его гараж, а после этого отвезли в подвал здания СБУ. Осужденный утверждает, что в СБУ его пытали, после чего, 30 марта, вывезли за пределы Краматорска, оставив возле блокпоста, а потом снова задержали.
Мать ассистента рассказала в суде, что 29 марта 2015 года обнаружила, что ее сын пропал. Дома она увидела бардак, разбросанные вещи по всей квартире. По ее словам, пропали деньги, которые были отложены на диссертацию ее сына, и золотые украшения. Она написала заявление в полицию о пропаже сына и о том, что ее квартиру ограбили. После этого вместе с мужем в поисках сына объехала все блокпосты, поехала на аэродром, звонила на горячую линию СБУ, но все было тщетно.
1 апреля они приехали к зданию СБУ и узнали, что их сын находится у силовиков. По словам матери, сотрудник СБУ сказал, что ее сын - террорист. На следующий день у нее в квартире провели обыск, но ничего не нашли.
В компьютере нашли файлы с информацией о ВСУ
В судовом решении говорится, что по заявлению осужденного о применении к нему физической силы было возбуждено уголовное дело, но затем оно было закрыто, так как полиция не нашла противоправных действий сотрудников СБУ к ассистенту Академии.
Суд исследовал жесткий диск, который был извлечен из компьютера осужденного. В одной из папок были обнаружены файлы с информацией о размещении подразделений ВСУ. На досудебном следствии мужчина признал, что пересылал эту информацию боевикам по электронной почте. Кроме того, в его паспорте был обнаружен листок с почтовым адресом и паролем от ящика, с помощью которого пересылалась информация боевикам (осужденный в суде утверждал, что никакого листка у него не было).
Во время следственного эксперимента осужденный показал, как передавал данные боевикам - при сотрудниках СБУ и понятых он вошел в свою почту и показал письма от своих кураторов (защита утверждает, что следственный эксперимент не проводился, а ассистент просто подписал протокол под действием пыток).
Выемка телефонных звонков также показала, что с ассистентом кафедры ДГМА неоднократно связывался номер, который, по информации следствия, принадлежат боевику с позывным «Ямал». Кроме того, в суде были исследованы записи их телефонных разговоров.
Суд не признал ассистента ДГМА террористом
СБУ возбудила уголовное дело против ассистента кафедры ДГМА по ст. 258-3 УК Украины - участие в террористической организации. Однако суд не признал его террористом, статья была переквалифицирована на ст. 256 УК Украины - заранее не обещанное пособничество участникам преступной организации путем предоставления информации.
Судья Михальченко объяснила свое решение тем, что в Украине до сих пор нет закона, который прописывал бы, по каким критериям признавать организации террористическими. Соответственно, нет ни закона, ни судебного решения, который признавал бы «ДНР» террористической организацией.
В итоге суд приговорил ассистента кафедры ДГМА к 4 годам лишения свободы. С учетом того, что он пробыл в СИЗО 438 дней, а по «закону Савченко» это приравнивается к 876 дням, то сидеть ему осталось чуть больше двух лет.