АМКУ и нефтетрейдеры: любовь и наказание
Еще в феврале 2016 года АМКУ заявил о возможном сговоре нефтетрейдеров: во всем мире бензин дешевел из-за снижения стоимости нефти, а в Украине топливо дорожало. На дворе уже конец июля, а расследование все идет, и водители вроде как поуспокоились. Но мы уверены, что повышение цены на топливо не последнее, а АМКУ - единственная структура, которая может ставить «палки в колеса» монополистам. Но пока с этой задачей комитет не справился.
Zabeba уже писала о том, из чего состоит цена на бензин. При подсчете мы учитывали, что больше 70% (по подсчетам АМКУ - 80%) бензина в Украину поставляется из-за рубежа. Это значит, что наша страна в своем ценообразовании топлива зависит от внешних факторов. Кроме этого, по словам государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Валерия Полюховича, в цену бензина закладывается налоговая нагрузка и колебания курса валюты.
21 июня государственный уполномоченный заявил, что АМКУ зафиксировал факты одновременного и в одинаковой пропорции равного изменения цены на топливо, установление одинаковых цен при отсутствии объективных причин, вспомнил феномен ценовой асимметрии «ROCKETS and FEATHERS» (при росте цен на нефть - стоимость бензина стремительно растет, а при снижении стоимости нефти - бензин дешевеет значительно медленнее) и другие факторы.
При этом, Валерий Полюхович отметил, что окончательного решения по возможному сговору нефтетрейдеров пока нет, а предварительные выводы комитета отправили участникам рынка. «Их замечания и предложения будут учтены Комитетом при принятии решения», - сказал государственный уполномоченный Антимонопольного комитета.
Позиция АМКУ такая, что незаконные заправки, контрабанда и фальсификат - это зона ответственности других органов власти. «Антимонопольный комитет - конкурентное ведомство, - сказал председатель Днепропетровского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Александр Турковский. - Мы - не инспекция по ценам, мы не инспекция по правам защиты потребителей. Вопросы нашей компетенции касаются конкуренции. Если конкуренция нарушена и в результате этого выросли цены - это наши вопросы. Если цены выросли из-за роста акциза или роста налогов - это не вопросы нашей компетенции».
Если государство повысило налог - следом компании подняли цены - и на это пожаловался потребитель, то один государственный орган должен пожаловаться на другой. Получается, что за то, что делает правая рука - левая не в ответе? При этом, Антимонопольный комитет, который должен был штрафовать нефтетрейдеров, согласовывает с ними результаты своего исследования. Других организаций, которые держали бы в «узде» природных монополистов, у нас пока нет, а, значит, и дальше цены на бензин и стоимость коммунальных тарифов может расти и расти. А вы как думаете?
Ирина Логуш