Дневник Седьмого ОМКФ: сам себе режиссер!
Одесский Международный кинофестиваль завершил "Режиссерской версией" программу "Арт-ОМКФ". До конца июля в галерее INVOGUE (Екатерининская, 25) можно ознакомиться с кураторским проектом Алины Гордиенко "Director's cut / режиссерская версия".
Жанр повествования сродни раскадровке, только сделанной в живописи, графике, есть и художественные фотографии. В кино это весьма ответственный этап работы. Один местный кинорежиссер (обойдемся без имен) однажды снял фильм, в котором даже без звука можно было узнать работу европейского коллеги, раскадровка была перенесена почти в точности в свое произведение. А если звук включить, легко выяснялось, что сценарий (принадлежащий авторству того же режиссера) создан, мягко говоря, по мотивам романа европейской же писательницы, только в титрах об этом не указано. Главное, заменить имена на отечественные и для туману напустить в кадр побольше второстепенных персонажей, ага. Пока фильм не начали показывать по местным телеканалам, никто, как говорится, особо не хватился, и сколько ни говори, что ситуации повторяются в разных странах, главной уликой для суда, если бы кто решил восстановить справедливость, была бы именно раcкадровка... Но вернемся к нашим художникам, которые не притворяются даже, что делают абсолютно оригинальные произведения. Это увлекательная игра в "сам себе режиссер"!
"Авторы выбрали определенные сцены из кинофильмов и составили из них свой ряд кадров. Часто бывает, что финальная версия киноленты далеко не окончательна. Видение режиссера претерпевает немало правок извне, в итоге это влечет за собой неизбежные изменения смысла, ритма и акцентов в картине. Тайное послание автора навсегда остается "за кадром". Сопоставляя эти факты, невольно задаешься вопросом: что же, на самом деле, первично, смысловое послание, которое изначально вложил и представил в своей картине режиссер, или же эстетический момент "сглаживания шероховатостей", ради которого впоследствии в киноленту были внесены коррективы? В проекте "Director's cut" каждый художник сможет ощутить себя режиссером, восстанавливающим вырезанные сцены и кадры в собственном кинофильме. А что же получится, если собрать из этих кадров целостное кино? Именно результат мы и решили вам показать. Благодарю всех замечательных художников, которые приняли участие в проекте и с радостью сообщаю, что на Восьмом Одесском кинофестивале арт-событий будет больше. Станем приглашать художников со всего мира, что соответствует статусу международного кинофестиваля", - обнадежила куратор проекта Алина Гордиенко.
Самая, пожалуй, яркая "раскадровка" получилась у Ромы Громова - это ж прямо Бунюэль какой-то получился, плюс кровавая резня на бензопилах (зачеркнуто) топорах, у персонажей от переживаемого в кадре ужаса синие волосы становятся дыбом, а сам автор утверждает, что в его кинокартине использован так называемый эффект 25-го кадра. Сама Алина Гордиенко "сняла" нечто нежное и ужасное, депрессивное и оптимистичное, мимимишное и анимешное. Николай Лукин "раскадровал" явно жуткую историю про каких-то бедных детей с элементами хоррора и мистики. Дмитрий Эрлих, талантливый график и живописец, сделал свою режиссерскую версию в фотографиях, получилось лесное роуд-муви не без мистической подоплеки, где-то в кустах явно прячется маньяк или его призрак. Свои вариации на темы кино предложили также София Булгакова, Евгений Величев, Антон Гаук. Не ленитесь - идите и смотрите!
Автор - Ирэн Адлер, фото Льва Райзмана