То, что есть рост количества преступлений - никто не скрывает
Влащенко: Сегодня у нас в гостях советник министра МВД Зорян Шкиряк. Добрый вечер, Зорян. Вы только что вернулись с Востока. Вы - советник по особым поручениям. Какие особые поручения могут быть у советника министра МВД, которого посылают на фронт, в АТО? Шкиряк: Особые поручения зависят от того, какие задачи ставит министр. Собственно, я всегда выполняю его задания в зоне проведения активных боевых действий в течение последних двух лет. Я провел там достаточно много времени. В этот раз тоже возлагались определенные задачи, которые заключались в ознакомлении с той ситуации, которая касается работы наших специальных подразделений и в частности пограничной службы.
Что там происходит реально? Как меняется армия? Что происходит с контрабандой? Сколько алкоголя употребляют солдаты и офицеры?
- Если говорить о так называемых "аватарах" (так военнослужащие между собой называют людей, которые прикладываются к спиртному), то, на самом деле, эта проблема существовала и, к сожалению, пока что существует. Но уже значительно в меньших масштабах, чем это было. Когда армия бездействует, она начинает разлагаться. И учитывая, что последние полтора месяца в зоне АТО происходят реальные активные боевые действия (я это чувствовал на себе, поскольку мне удалось проехать всю линию фронта - я побывал во всех горячих точках войны), надо отдать должное подразделениям Нацполиции, которые сегодня достаточно жестко реагируют на появление людей в нетрезвом состоянии. Эта работа, кропотливая, совместно с нашими побратимами из ВСУ, дает свои результаты. Что касается контрабанды, то мне трудно сейчас сказать о тех тайных дорогах, по которым контрабанда попадает на ту и эту территорию - для себя я могу сказать, что в этот раз я совсем по-другому открыл работу пограничной службы. Я лично был на трех важнейших КПВВ - Гнутово, Марьинка и Новотроицкое, которые постоянно находятся под обстрелами боевиков, и я думаю, что не все так плохо, как нам иногда пытаются донести.
Говорят, что в наркотрафике участвуют все.
- У меня нет функций заниматься непосредственно контрабандой. Там есть подразделения "Фантом", подразделения СБУ, соответствующие специальные подразделения. Что касается Нацгвардии - она не стоит на переднем крае, она стоит на втором эшелоне, и мое личное убеждение, что возвращение подразделений Нацгвардии на передовую было бы вполне оправданным. Что касается моего поручения, то основным для меня было ознакомиться с тем, как, непосредственно работают КПВВ - пункты пропуска людей. Это тоже огромная проблема. Это, что я лично увидел на этих трех важнейших участках - я был поражен достаточно серьезной работой пограничной службы Украины. Люди работают на пределе возможностей. Люди реально оборудовали, фактически на линии соприкосновения, достаточно профессионально пункты пропуска, на которых организовали трафик доставки людей пеших от линии разграничения до самого КПВВ. Оборудовали всем необходимым - водой, комнатами отдыха, возможностью оказания помощи.
А может пропуска вообще аннулировать? Ведь у граждан Украины есть паспорта, а в электронной базе есть имена сепаратистов.
- Сейчас нет пропускной системы: кто хочет, тот идет. Единственная проблема - это очереди. А главная проблема этих очередей, которые сегодня создаются на КПВВ, - сознательная провокация боевиков в серых зонах, где они устраивают так называемые народные дружины, которые собирают мзду, которые сознательно набирают под конец рабочего дня людей, чтобы в темную пору времени создать затор на территории Украины и таким образом вызвать возмущение граждан. Есть ли контрабанда? Убежден, что есть. Но то, что она не в таких объемах, как это было год - полгода назад, я также в этом убежден. Здесь должны работать те подразделения, которые должны заниматься борьбой с контрабандой.
Недавно Аваков сказал, что "государство теряет монополию на насилие". Что он имел в виду?
- В первую очередь, речь идет о перенасыщении страны оружием, которое в большом количестве попало на мирную территорию Украины. В основном это было в 2014 году, когда у нас не было возможностей и сил достаточно эффективно корректировать эту ситуацию. Была часть прекрасных людей, волонтеров, которые искренне помогали нашим бойцам, была часть людей, которые под видом волонтеров осуществляли совсем другие намерения и вывозили оружие. Поэтому мы сегодня активно работаем на противодействие как вывозу оружия, так и профилактику среди населения.
Аваков выдал 88 единиц оружия народным депутатам. Гражданам нельзя - а зачем народным депутатам?
- Это право министра. Я думаю, что народные депутаты, особенно те, кто время от времени посещают зону активных боевых действий, могут иметь оружие. Нет никаких проблем у граждан сегодня с получением оружия. Для того, чтобы защитить свое жилье - никаких проблем нет. Гладкоствольное и нарезное оружие сегодня может получить любой гражданин Украины. Более того - гладкоствольное оружие можно даже носить с собой. Я лично не против свободной продажи оружия, но нужно понимать, готово ли сегодня общество к этому, общество должно быть подготовлено к этому. За прошлый год у нас было 35 убийств только с травматического пистолета. Сегодня должны быть четкие законодательные уровни, каким образом внедрять этот чрезвычайно важный процесс.
Официального разрешения просят граждане, которые как раз являются не опасными людьми.
- Кто просит - я не знаю. У нас нет никаких ограничений по получению гладкоствольного и нарезного оружия. С 21-го и 25-и лет его может получить любой гражданин.
Почему, с вашей точки зрения, растет преступность? Что с этим делать?
- Я бы не называл эту ситуацию катастрофической. Есть несколько объективных причин. То, что есть рост количества преступлений - никто не скрывает. Мы находимся на очень важном этапе реформирования МВД, когда, безусловно, есть определенные нюансы, определенные организационные проблемы, которые заключаются в этой пертурбации - переходе от милиции к Национальной полиции. Это заключается, безусловно, и в некоторых кадровых вопросах - происходит и продолжает происходить чистка. Это происходит и с учетом формирования новых подразделений и новых структур уже по новым правилам и по новому законодательству. Это также влияет на эффективность раскрытия тех или иных преступлений. Это нормальная ситуация, когда страна, и особенно органы МВД, находятся на переходном этапе. Чрезвычайно большую роль играет то, что регистрация этих преступлений - это рост уровня доверия к Национальной полиции. На 13-14-ый год уровень доверия к милиции был 5-7%. Сегодня он - 47%. Этого достаточно, чтобы понимать, что мы движемся в правильном русле. К сожалению, "закон Савченко" явно не добавляет нам оптимизма. Только в Киеве 20 человек, которые вышли по "закону Савченко", вернулись в тюрьму, совершив тяжелые преступления. Тысячи преступников, отморозков, в том числе лидеры ОПГ, выходят на свободу, и сказать, что это улучшит ситуацию - конечно, нет.
В минских соглашениях записано о создании народной милиции на оккупированных территориях. Аваков возражает против этого. Как будет решаться этот вопрос?
- Я не знаю, как будет решаться. Я, вообще, минские договоренности не считаю договоренностями - это филькина грамота. Никакой народной милиции быть не может - любое поднятие вопроса о народной милиции - это предательство государственных интересов Украины. Что касается полицейской миссии на Донбассе - то только для того, чтобы обеспечить правопорядок на избирательных участках, если представить себе, что эти выборы состоятся, (хотя они в ближайшие годы не произойдут), то нужно 12 тыс. полицейских, вооруженных. А вообще там нужно до 30 тысяч военных полицейских, чтобы, в принципе, держать ситуацию под контролем.
Национальная гвардия оснащена не хуже, чем армия, получила тяжелое вооружение. Аваков начинал с того, что говорил, что он фигура политическая и что он будет просто координатором между ведомствами. Сегодня мы видим, что все ведомства подчиняются ему напрямую. Прав ли депутат Лещенко, когда говорит о том, что у Авакова есть амбиции прийти к власти квазинеконституционными путями?
- Комментировать бред сумасшедшего и реагировать на эту ересь, на откровенную бредятину, которую вложили в голову народному депутату - у меня нет никакого желания. Есть предел даже какой-то нравственности. Главнокомандующего Национальной гвардией назначает президент Украины по представлению министра МВД. Национальная гвардия как военизированное подразделение также подчиняетсяглавнокомандующему, то есть президенту Украины.
Что сейчас в Одессе с правоохранительными органами?
- Там продолжает возглавлять Национальную полицию Лорткипанидзе. Конечно, ситуация в Одессе не является лучшей. Ситуацию в Одессе, вообще, нужно рассматривать комплексно. Потому что там вопрос не только в правоохранительных органах, которые, по сути, работают достаточно эффективно, а вопрос в руководстве Одесской государственной администрации. Потому это, что там сегодня происходит, действительно катастрофа.
- Когда будет сформирована до конца роз ыскная служба, реформирована миграционная служба и т. д.?
- На самом деле, все наши европейские и американские партнеры, с которыми мне приходится встречаться, - они однозначно восхищаются темпами, которые демонстрирует Украина как страна, которая была в состоянии разрухи и теперь находится в состоянии войны. Безусловно, есть много проблем, которые нужно решать, но реформа МВД и Национальной полиции сегодня является едва ли не единственным признаком того, что в стране что-то меняется. Мы запустили очередной этап реформы - запуск сервисных центров. За год мы ее завершим, и это оценят все граждане уже в ближайшее время. Для реформирования тех служб, которые вы упомянули, - это вопрос одного-двух лет, сформировать подразделения, которые будут активно влиять на изменение криминогенной ситуации к лучшему.
- Ваш вопрос?
- Что вам нравится, чтобы вы подсказали нам делать в ситуации, в том числе и в реформировании?
Я бы делала ставку на профессионалов. Одной честности и патриотизма в этой работе недостаточно. Спасибо большое, Зорян. 112.ua