Новости и события » Общество » Как в Мариуполе под «крышей» детского кино крутили откровенные сцены

Как в Мариуполе под «крышей» детского кино крутили откровенные сцены

Как в Мариуполе под «крышей» детского кино крутили откровенные сцены

Век назад городская управа снимала учителям квартиры, а в синематограф зрителя заманивали фильмами про воровскую жизнь

Сто лет назад, когда, как и сегодня, Мариуполь жил по законам военного времени, местная пресса регулярно писала о новостях образования, а также о том, что происходит на фронте важнейшего из искусств - кинематографа. Уездный центр, которым тогда являлась столица Приазовья, был тогда уж точно городом, более культурным, нежели многие населенные пункты губернии.

Наверное, тогдашним власть придержащим и интеллигенции в страшном сне не могло присниться, что через каких-то сто лет приморский Марик «подомнут» понаехавшие из затрапезной Юзовки и ее унылых окрестностей «менеджеры», а в его культурном пространстве будут пытаться играть первую скрипку переселенцы из «столицы Донбасса».

Война войной, а образование по расписанию

Зимой 1916-1917 гг. в Мариуполе думали не только о том, как решить проблему обеспечения города хлебом и обогреть людей, стоящих в очередях за продовольствием. Думали и об открытии более продвинутых школ на базе уже имеющихся.

«В Мариупольскую уездную земскую управу поступило ходатайство от попечителя школы грамоты пос. Песчаного об учреждении в последнем значущейся в школьной сети земской школы, в помещении, занимаемом ныне школой грамоты и об ассигновании пособия на содержание этой школы, - сообщала «Мариупольская жизнь». - Земская управа постановила открыть в поселке Песчаном с 1 сентября школу и выдать на ее содержание единоразовое пособие в размере 200 рублей».

В данном случае речь шла об инъекции из уездного бюджета, но образование тогда финансировалось, естественно, и из других источников. Ряд учебных заведений были частными, но к финансированию других имел отношение и тогдашний «горисполком». Причем, большая часть этого финансирования составляла оплата жилья для учителей. Так в заметке «Расходы на народное образование» сообщалось: «Городской управой израсходовано в 1916 году на дело народного образования 13048 рублей, из коих 5000 рублей израсходовано на Пушкинскую школу, содержимую за счет города, а остальные на выдачу квартирных тем из учителей народных школ, которые не имеют квартир при школах...»

Вот интересно, ежели новая мариупольская власть (восьми месяцев от роду), к примеру, сообщит об учреждении стипендии горсовета для лучших учащихся (не спортсменов), то об этом известят, как об уникальном прецеденте в истории города? Или вспомнят, что аналогичные стипендии школьники имели шанс получить и в бытность мэрами Юрия Хотлубея и Михаила Поживанова? Это я к чему? Да к тому, что подавляющее большинство велосипедов в столице Приазовья изобретены давно, а читая где-то о том, насколько уникальны те или иные решения нынешней местной власти, стоит иногда включить собственную память или интернет, который подскажет, откуда есть пошли корни той или иной архикреативной идеи.

Что же касается стипендий от властей, то они в Мариупольском уезде, а не только в городе, практиковались еще в дореволюционные времена.

«С согласия председателя мариупольской уездной земской управы А. И. Гозадинова на стипендию его имени в бешево-игнатьевской сельскохозяйственной школе земская управа постановила назначить двух учеников названной школы с выдачей каждому по 100 рублей в год», - сообщала местная газета об одном из таких примеров.

«Иллюзии проходят, факты остаются»

Сто лет назад мариупольская публика, вне зависимости от «нажитого» образования, возраста и пола тянулась в синематограф. Кино предлагалось на любой вкус, а названия картин априори не могли оставить зрителя равнодушным.

Оцените вот такой анонс: «Художественный театр «ХХ векъ» готовится к демонстрированию драмы в 5-ти частях «Так вот тебе, коршун, награда за жизнь воровскую твою»». Истории о воровской жизни уже тогда были в мариупольском тренде. А вот таких лирических названий лент сейчас не сыскать.

Сто лет назад на мариупольский экран начало пробиваться и детское кино, правда, с явной примесью совеем недетского, о чем свидетельствует письмо некоего «Родителя», опубликованное все в той же «Мариупольской жизни»:

«Письма в редакцию М. Г. Господин редактор Прошу дать место следующим строкам. В воскресенье, 29 января, общество, вероятно с большим удовлетворением прочло сообщение из «М. Ж.» о том, что в «ХХ веке» будут демонстрироваться картины специально для детей. Программа была указана очень интересно: и видовые картины, и сказка, и научныя. Беру своих детишек и бегу. Кинематограф полон детворы от 5 до 15 лет. Кое-где довольные фигуры пришедших с детьми родителей. Едва отыскиваем «тесный» уголок и трепетно ждем «новой» программы. Увы... Иллюзии проходят, факты остаются. Пред глазами детворы проходит «видовая» «Итальянские острова». Сплошной кошмар. Не итальянские острова, а итальянский роман. Вторая картина «Рыболов». В картине, в общем, веселой и невинной, есть некрасивый момент. Его ведь можно было урезать без всякого ущерба для общего впечатления маленьких зрителей... Но вот появились, наконец, и долгожданные сказки. Ну, здесь уже мы сразу узнаем детишек. Заблестели глазенки, зашептали что-то губки: «Али Баба», «это его пещера с богатствами», «а я читал не так», а вот и спящая царевна». Пред глазами детей проходят живые яркие картины из знакомой сказки. И радостно было глядеть теперь на жизнерадостные личики.... Заканчивая это письмо, хочется сказать организаторам: продолжайте, пожалуйста, начатое: общество давно ждет и поддержит вас, но только не вставляйте, ради Бога, эффектов... Давайте детям только детские картины и не приправляйте их всевозможными «итальянскими островами» и т. д. Ведь при повторении такого винегрета пришлось бы вновь, с горечью, спрятать наших детей и лишать их зачастую какой-либо хорошей и полезной картины».

Можно только ностальгически размышлять, что сто лет назад могли называть «некрасивыми моментами» и насколько невинны эти моменты в сравнении с обложками многих сегодняшних газет и журналов (не говоря уж о кино). Но, как видим, тогда мариупольцы стояли на страже морали и об особенностях репертуара, предлагаемого их детям, сообщали куда надо, а именно, в газету.

Естественно, не все жители столицы Приазовья тогда начинали письма редактору словами «милостивый государь» и просили дать место их строкам в газете. Были и индивидуумы, которые в буквальном смысле слова препятствовали движению культуры в массы, а масс к культуре. Но их ждало возмездие: «Файнус Иоселев Фринлянд за то, что стоял в проходе в театре Уварова и мешал публике проходить в театре и требование городового уйти из прохода не исполнил, подвергнут аресту при тюрьме на 1 неделю, без замены штрафом»... Бонус

Сто лет назад библиотек в Мариуполе было меньше, чем кинотеатров, но там тоже говорили о кино. Правда, не об итальянских романах, а все больше о научном синема.

Вот заметка-анонс «Заседание литературно-научного кружка» из газеты «Мариупольская жизнь»:

«Сегодня, 8 февраля, в помещении городской библиотеки состоится очередное собеседование членов кружка. На повестке дня: 1) Доклад И. В. Гусева «О научном кинематографе», 2) Доклад М. Н. Замысловой «Жизнь в капле воды». Доклад госпожи Замысловой будет сопровождаться кинематографическими картинами, 3) Текущие дела кружка». Григорий ШВЕД


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх